История театра в Ивановском

В 2019 году - Год театра в Росссии - мы не могли оставить без внимания тему усадебных театров, которые сыграли большую роль в становлении театрального дела в России. В числе лучших современники всегда упоминали усадебный театр в Ивановском. 

Его история интересна и насыщена. В этой рубрике мы познакомим Вас с событиями, известными именами музыкантов и артистов, которые в разное время выступали на сцене нашего театра.  


Русские усадебные – крепостные театры – уникальное явление в  культуре XVIII –XIX вв. «Балет цветов», поставленный в 1744 г. в день обручения Петра III с принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской (будущей императрицей Екатериной II), считается  первым  выступлением крепостных на сцене, так как был  исполнен крепостными девушками.



Об усадебном театре в Ивановском времен владения усадьбой графом Федором Андреевичем Толстым, большим любителем театральных представлений, практически не сохранилось точных сведений.  Известно, что само здание театра было построено графом в конце XVIII века. Театр располагался на бровке берега реки Пахры на одной линии с главным домом-дворцом и был соединен переходной галереей с его восточным крылом. Представлял собой двухэтажное кирпичное выстроенное «покоем» сооружение с круглым двусветным залом и  выступающей  в центре фасада полуротондой, обращенной к реке. 



Период яркой театральной жизни в Ивановском пришелся на 40-е – 50-е годы XIX века. В это время усадьбой управляли дочь и зять графа Ф.А. Толстого – графиня Аграфена Федоровна и граф Арсений Андреевич Закревские. Близость их подмосковной дачи к Москве задавала тон культурной жизни владельцев, в центре которой были увлечения театром и балами. 



В 1860-е гг. усадьба жила без своих хозяев Закревских, навсегда покинувших Россию. Эти годы для Ивановского совпали с переломным событием в жизни сельских помещичьих усадеб – отменой 19 февраля 1861 г. крепостного права. В пореформенный период начал зарождаться и нарастать капитализм, который не обошел стороной и мир помещичьих усадеб. Новые экономические, социальные и культурно-исторические предпосылки развития сельских дворянских усадеб в 1860-70-х гг. сказались, в том числе, на судьбе знаменитого театра Закревских в Ивановском. Общий культурный подъем в стране потребовал новых подходов в организации театрального дела. Этим и занялась ставшая в 1873 г. владелицей имения Ивановского представительница известного графского рода Бобринских, внучка Светлейшего князя Г.Г. Орлова и Императрицы Екатерины II, фрейлина двора графиня Софья Васильевна Келлер (1937–1918?).            



14 июня 1894 г., согласно сохранившейся купчей, имение Ивановское перешло во владение Товарищества Алексея Бахрушина сыновей. Пожалуй, никто из предыдущих владельцев Ивановского не был так близок душой и практическими делами к театральной сфере, как новые хозяева имения. Бахрушины принадлежали к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей и остались в русской истории не только успешными предпринимателями, известными благотворителями, но и высококультурными людьми, внесшими большой вклад в развитие русского театра и музейного дела. 



В конце 1970-х годов в Ивановском начались реставрационные работы. В театральном зале был проведен объемный ремонт. Реставраторам удалось сохранить самое главное – уникальную акустику XIX века. После реставрации, спустя десять лет, театр возобновил свою работу уже в стенах Музея профессионально-технического образования РСФСР. В сентябре 1994 года директором музея Л.А. Дорофеевой была поставлена задача возродить традицию и наладить деятельность театра. Для этого методистом по организации работы театра была назначена Юлия Николаевна Ябелова.


НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ