Год театра в России

Глава 1. Усадебные театры. XVIII – начало XIX

Глава 1. Усадебные театры. XVIII – начало XIX

Русские усадебные – крепостные театры – уникальное явление в  культуре XVIII –XIX вв. «Балет цветов», поставленный в 1744 г. в день обручения Петра III с принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской (будущей императрицей Екатериной II), считается  первым  выступлением крепостных на сцене, так как был  исполнен крепостными девушками.

Развитие усадебного театра совпадает по времени с царствованием Екатерины II и расцветом русской загородной усадьбы. Центром всех изменений в усадебном строительстве в екатерининскую эпоху была личность отдельного дворянина – по сути, главной фигуры государства и инициатора строительства усадеб. Неудовлетворенность просвещенных кругов дворянства, необходимость постоянного нахождения на государевой службе, нехватка времени для занятий своим имением и хозяйством привели к конфликту общественного и личного, который был  разрешен  изданным в 1762 г. «Манифестом о вольности дворянства». Теперь дворянин мог выбирать то, что больше соответствовало его личным наклонностям – устройство частной жизни, ведение хозяйства и, наконец-то, строительство усадеб. Многие помещики, выйдя в отставку, устремились в свои родовые имения. По всей России развернулось широкое строительство. Начиная  с XVIII века, русские усадьбы стали культурными центрами, где архитектура, дворцово-парковое искусство были тесно связаны с музыкой, театром, балетом и живописью. Русские дворяне, оказывавшиеся за границей по различным поводам, все чаще становились зрителями (и даже участниками) спектаклей в европейских увеселительных резиденциях и к концу 1770-х годов европейская театромания, наконец, достигла России.

 Первым усадебным театром, как правило, называют театр в подмосковном Кускове графа П. Б. Шереметева, существовавший с 1777 года, но и до этого были непостоянные усадебные театральные затеи, в частности устраивавшиеся на даче под Санкт-Петербургом по Петергофской дороге обер-шталмейстера графа Льва Александровича Нарышкина. «Н. П. Шереметев, сын основателя первого крепостного театра в Кускове П. Б. Шереметева, так описывал в Поверенности сыну моему графу Димитрию Николаевичу о его рождении причины возникновения домашнего театра у его отца: «Представился покойному отцу моему […] случай завести начально маленький театр, к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная копель (капелла – О. Г.). Избраны были из служащих в доме способнейшие люди, приучены театральным действиям и играны сперва небольшие пьесы. По времени невиновность забавы сей и непосредственные успехи подавали мысль умножить актеров. […] Сей маленький домашний театр в состоянии был напоследок давать оперы и аллегорические балеты».

Шереметевский театр в Кусково и Останкине быстро развивался, приобрел большую популярность и стал своеобразной музыкально-театральной академией со своей школой подготовки артистов, музыкантов и декораторов. Иностранцы, приглашаемые Шереметевым на спектакли, свидетельствовали, что по пышности и блеску постановки, по талантливости исполнения этот театр превосходил все виденное в Западной Европе.

Во второй пол. XVIII в. – первой пол. XIX в. театр в усадебной жизни занял особое положение и стал своего рода символом эпохи. Важность и необходимость театральных «затей» как государственного дела в России уже была подтверждена указом 1756 года об учреждении русского государственного общедоступного публичного театра еще в царствование императрицы Елизаветы Петровны.

Для русского дворянина того времени иметь свой доморощенный театр считалось престижным – «театр был признаком хорошего тона и критерием образованности хозяина». «В Москве живало много знати, людей очень богатых, и у редкого вельможи не было своего собственного театра и своей доморощенной труппы актеров». Скоро из простой забавы у помещиков это увлечение переросло в серьезное времяпрепровождение.

  _286

Неизвестный художник. "Римская площадь". Рисунок декорации П. Гонзага для театра в Архангельском. ГМУА
 

Спектакли крепостных трупп, как правило, давались в специально выстроенных зданиях. Устройство зданий, оборудование сцены варьировались в зависимости от материальных затрат и серьезности отношения владельца к своей затее. Некоторые крепостные театры были блестяще оборудованы и давали возможность сложных в техническом отношении спектаклей. Труд крепостных обеспечивал роскошь спектаклей и способствовал славе своего хозяина, а подчас и коммерческой выгоде.

В зависимости от вкуса, благосостояния, одаренности крепостных и приглашенных исполнителей на сценах крепостных театров XVIII - начала XIX века  ставились – драмы, комедии, героические пьесы, оперы, водевили, трагедии, балеты. Выступали как русские, так и зарубежные исполнители.

Многие крепостные актеры стали в дальнейшем выдающимися представителями профессионального русского драматического театра (П.А. Ковалева-Жемчугова, М.С. Щепкин, С.Ф. Мочалов, Е.С. Семенова). Значительная часть актеров Петербургской и Московской сцены, как и преобладающее количество музыкантов, вышли из крепостной среды и начинали свою деятельность в крепостных театрах. Бывали случаи, когда помещики сманивали из столиц талантливых артистов, певцов и декораторов, выписывали из Петербурга итальянских и немецких певцов. Иные представления крепостных трупп, по мнению современников, превосходили спектакли придворного петербургского театра. В 1808 году Александром I было издано особое распоряжение, запрещающее владельцам крепостных театров переманивать к себе императорских актеров.

Усадебные театры подготовили целую плеяду архитекторов, художников, декораторов, механиков сцены, в последствие решавших проблемы больших театров. 

_287

Неизвестный художник. "Тюрьма или подземелье". Рисунок с декорации П. Гонзага для театра в Архангельском. ГМУА

В лоне усадебных театров вызревали элементы русского музыкального искусства, оперного жанра. «Скромнейшие труженики крепостных оркестров» становились истинными создателями будущей великой культуры русской симфонии и русского симфонизма. Здесь формировались кадры композиторов, переводчиков и исполнителей (певцов, актеров, танцовщиков, оркестрантов). Поместно-усадебные театры выполнили значительную роль в повышении эстетического и музыкального уровня русского общества той эпохи, несмотря на закрытость этих театров для широкой публики.

К концу XVIII века в Москве и Подмосковье насчитывалось более 20 крупных усадебных театров, большинство из которых являлись театрально - музыкальными центрами -   Кусково и Останкино графов Шереметевых, Архангельское -  князей Юсуповых, Люблино - Дурасовых,  Ольгово  - Апраксиных, Ивановское - графа Ф. А.Толстого.

Материал подготовлен Наталией Григорьевной Чекръкчиевой, заведующей экскурсионно-просветительским отделом и Ольгой Геннадьевной Почекиной, заведующей методическим отделом

При подготовке текста была использована литература:
Е. Н. Коровина. Русские усадебные театры (вторая половина XVII - первая часть XIX века). Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.11 (27). Колл.авторов. Научный ред.-сост. М.В.Нащокина. М., Издательство «Жираф», 2005.
А. А. Гозенпуд "Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки" (Л., 1959).
Е. М. Орлова. Лекции по истории русской музыки (М., 1977).

« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ