Год театра в России

Глава 2. Театр в Ивановском при графе Ф. А. Толстом

Об усадебном театре в Ивановском времен владения усадьбой графом Федором Андреевичем Толстым, большим любителем театральных представлений, практически не сохранилось точных сведений.  Известно, что само здание театра было построено графом в конце XVIII века. Театр располагался на бровке берега реки Пахры на одной линии с главным домом-дворцом и был соединен переходной галереей с его восточным крылом. Представлял собой двухэтажное кирпичное выстроенное «покоем» сооружение с круглым двусветным залом и  выступающей  в центре фасада полуротондой, обращенной к реке. Театр графа Ф. А. Толстого в Ивановском по масштабу и изыску превосходил многих из усадебных театров того времени, имел свой репертуар и публику.

Ивановское-графика

Фасад померанцевой оранжереи с партером в Подмосковном селе Ивановском его Сиятельства графа Ф. А. Толстого.

Неизвестно каким было убранство интерьеров театра, и какие спектакли ставились на его сцене. Однако предположить какой была театральная деятельность в Ивановском при графе Толстом можно, опираясь на сведения о домашнем театре того времени в усадьбе Люблино Николая Алексеевича Дурасова (1760-1818), родного брата супруги графа – Степаниды Алексеевны Толстой.

Руководил дурасовским усадебным театром Пётр Алексеевич Плавильщиков (1760-1812), русский писатель, драматург, актёр, театральный режиссёр, в распоряжение которого Н. А. Дурасов предоставлял свою крепостную труппу актеров для экспериментов в области сценического искусства. Он придавал серьезное значению театру, его национальному своеобразию и писал в статье «Театр»: «Ничто столь не возбуждает чувствительности нашей, как та живая картина, где добродетель, сияющими красками изображённая, пленяет чувства, а порок, выставленный во всей своей гнусности, поражает всех и производит душевное к себе отвращение. Итак, зрелище есть общественная забава, исправляющая нравы человека».

 Borel_Plavilshikov

Портрет П. А. Плавильщикова, худ. Борель П.Ф.,1850-1860-е гг.

В репертуаре театра Н. А. Дурасова в Люблино были пьесы российских и французских драматургов. Реже шли оперы и балеты. Но публика любила музыкальные спектакли, весёлые водевили. Например, была популярна пастушеская драма «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (либретто Майкова В., музыка Керцелли М.Ф.). В репертуаре крепостных театров того времени  насчитывалось 297 произведений, среди которых особой популярностью  пользовались опера Л. Керубини «Водовоз, или Двухдневное происшествие», опера Ф.-А. Буальдьё «Калиф Багдадский», комические оперы Я. Б. Княжнина «Несчастье от кареты» и Б.-Ж. Марсолье «Нина, или Сумасшедшая от любви», опера Н.С. Краснопольского «Днепровская русалка», опера В. Мартина-и-Солера «Редкая вещь», комедии Ж.-Б. Мольера «Скупой» и П.-О. Карона де Бомарше «Фигарова женитьба»

 500px-Nozze_di_Figaro_Scene_19th_century

Граф Альмавива, Сюзанна и Керубино за креслом. Сцена из пьесы «Фигарова женитьба». Акварель ХIХ в.

В то время хозяева усадеб любили давать театральные представления и праздники в залах оранжерей с роскошными экзотическими садами. Театр Ф. А. Толстого был именно таким – оранжерейным, с партером, амфитеатром, двусветным зрительным залом с прекрасной акустикой. Он как нельзя лучше подходил для популярной тогда в домашних театрах и, скорее всего, ставившейся в Ивановском, постановки оперы В. Мартина-и-Солера «Дианино древо». Вот как должна была выглядеть сцена с декорациями по описанию, оставленному переводчиком оперного либретто: «Театр представляет прекраснейший сад, обведённый по сторонам стенами, в коих двои ворота. Взади театра речка, за речкою небольшое поле, за полем приятная рощица. По правую сторону сада древо с золотыми яблоками, которые должны быть вдруг освещаемы в глазах зрителя. По левую - пещера, могущая вместить в себя несколько человек и вдруг исчезнуть в своё время. Многие нимфы по разным местам рассеяны и разными упражнениями заняты».

Некогда роскошное здание Померанцевой оранжереи, где располагался театр при графе Ф. А. Толстом, в настоящее время находится в руинированном виде. От былого архитектурного великолепия и внутренних интерьеров ничего, практически, не осталось, можно лишь только пофантазировать каким могло быть театральное пространство в Ивановском в начале XIX века.

Оранжерея (8)  Оранжерея (5)  Оранжерея (10)

После Ф. А. Толстого судьба подарила Ивановскому период расцвета театральной жизни, который пришелся на годы владения усадьбой семьей графа А. А. Закревского и остался запечатлённым в воспоминаниях современников. Вдохновительницей новых театральных постановок стала дочь Федора Андреевича Толстого и супруга граф Закревского – красавица Аграфена Федоровна, которая, как и ее отец, обожала театр и смогла превратить Ивановское в место, куда съезжалась «вся Москва». 

Материал подготовлен Татьяной Юрьевной Кочкиной, экскурсоводом музея, при содействии Наталии Григорьевны Чекръкчиевой, заведующей экскурсионно-просветительским отделом и Ольги Геннадьевны Почекиной, заведующей методическим отделом

При подготовке текста была использована литература:

Уколовы Е. Л. и В.С.. Владельцы, гости и театральная жизнь усадьбы Ивановское. //Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.15 (31),М.,2009.

Плавильщиков П. А. Театр. // Зритель ежемесячное издание 1792 года. Часть 2 - июнь, август. Часть 3 – сентябрь, октябрь. Санкт-Петербург, 1792 г.

Дынник Т. Крепостной театр, М.-Л.,1933.


« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ