История театра в Ивановском

Глава 4. Театр в Ивановском при графине С. В. Келлер

В 1860-е гг. усадьба жила без своих хозяев Закревских, навсегда покинувших Россию. Эти годы для Ивановского совпали с переломным событием в жизни сельских помещичьих усадеб – отменой 19 февраля 1861 г. крепостного права. В пореформенный период начал зарождаться и нарастать капитализм, который не обошел стороной и мир помещичьих усадеб. Новые экономические, социальные и культурно-исторические предпосылки развития сельских дворянских усадеб в 1860-70-х гг. сказались, в том числе, на судьбе знаменитого театра Закревских в Ивановском. Общий культурный подъем в стране потребовал новых подходов в организации театрального дела. Этим и занялась ставшая в 1873 г. владелицей имения Ивановского представительница известного графского рода Бобринских, внучка Светлейшего князя Г.Г. Орлова и Императрицы Екатерины II, фрейлина двора графиня Софья Васильевна Келлер (1937–1918?).            

№ 1

Софья Васильевна Келлер, фотопортрет конца ХIХ в.

Вместе с мужем генерал-майором графом Виктором Фёдоровичем Келлером (1834–1906) Софья Васильевна проживала в Москве в двухэтажном особняке, где собирались лучшие представители культурных слоев московского общества, вела насыщенную жизнь – посещала театры, концерты, активно занималась благотворительной деятельностью. Интерес к покупке подмосковного имения возник у четы Келлер, по-видимому, не случайно – возможно, что сначала они решили к нему присмотреться на правах дачников: «В одной из великолепных дач под № 8 поселилась молодая чета Келлеров – Софья Васильевна и офицер гвардии граф Виктор Федорович.». Будучи заядлой театралкой, свои первые спектакли и музыкальные вечера в Ивановском С.В. Келлер начала организовывать еще в 1871 г. и, думается, разрешение на это она получила от хозяйки имения и своей дальней родственницы – графини А.Ф. Закревской. Сезон в усадебном театре открылся популярным водевилем «Вицмундир», сочиненным петербургским драматическим актёром, мастером водевилей Петром Андреевичем Каратыгиным. Пьеса отличалась демократической направленностью и доступностью – в ней были злободневность, хорошее знание быта, простота языка, которые талантливо сочетались с мягким, добродушным юмором, что, несомненно, было понятно неискушенным зрителям, настроенным на развлечение. 

Из Куплетов главного героя водевиля Осипа Осиповича Разгильдяева:

Жизнь холостая мне очень наскучила!
Как одному не скучать?
Целый день дома, засядешь, как чучело,
Не с кем и слова сказать!
Кроме домашних хлопот и опрятности,
Даже по службе самой
Сколько различных обид, неприятности
Встретит наш брат холостой
...................................................................
Да, быть женатым - огромная выгода...
Надо жениться скорей!..

«Он появляется в одетой наизнанку крылатке, с поднятым над головой зонтиком, от которого остались одни спицы, — абсурдный человек среди условной бутафории середины ХIХ века. С его появлением по сцене начинают кружиться ворохи бумаг, предметы необъяснимым образом покидают прежние места, а клоки пены, сохранившиеся от прерванного бритья, делают его лицо похожим на маску трагического клоуна. Как отдельный эксцентрический номер играется попытка героя выпить чаю. Кипяток из самовара задумчиво и неоднократно наливается вместо стакана в сапог, эксперимент проводится снова и снова, причем руководит героем уже не обыденное желание напиться чаю, а попытка исследовать этот неподдающийся логическому объяснению мир, в котором снова и снова чай оказывается не в стакане, а в сапоге. Тот самый легендарный вицмундир другого ведомства, который по ошибке надел Разгильдяев и из-за которого закрутилась вся интрига, – мал ему не то что вдвое, а втрое, так что непонятно, как он вообще смог в нем дышать». И кто бы мог представить, что наивная пьеса «Вицмундир» будет иметь долгую жизнь не только на сцене, но и в кинематографии (первая экранизация под названием «ВИЦМУНДИР (Вицмундир директора)» была осуществлена в 1914 г. режиссером А. Ханжонковым, а последняя – в 2001 г.,  в виде одной из частей телевизионного игрового сериала «Русский водевиль» режиссера В. Москаленко -О.П.). Вторым спектаклем в далеком 1871 г. в Ивановском стала знаменитая комедия А.Н. Островского «Не в свои сани не садись». Оба спектакля игрались актерами-любителями.  

***

В отличие от домашнего театра Закревских, при Келлер театр стал публичным и к спектаклям готовились афиши, что свидетельствовало о приметах нового времени. Сначала на афишах значилось: «Сельцо Ивановское. В доме вдовы генерал-адьютанта Графини Закревской», а после 1877 г. появилась другая надпись: «Театр сельца Ивановское при даче Келлер». Спектакли в основном игрались в летнее время, собирая дачников, жителей Подольска и Подольского уезда. Репертуар был облегченным и пестрым – комедии, водевили, сценические шутки, драмы, которые перемежались музыкальными номерами.  В 1870-х гг. культурная жизнь провинциального Подольска протекала вяло и для того, чтобы встряхнуть местных жителей и пополнить театральный бюджет, необходимо было прилагать немало усилий. Театр нужно было содержать и оплачивать артистов, время потребовало от С.В. Келлер по-новому вести театральное дело – получать от властей разрешение на открытие частного театра и ведение деятельности, улаживать разного рода формальности. Графиня поручила заниматься этим своим антрепренерам – Эммануилу Людвиговичу Шишко (по некоторым источникам, отцу революционера-семидесятника Леонида Эмм. Шишко, родившегося в 1852 г. в Подольске – О.П.)  и распорядителю московского Общества любителей драматического и музыкального искусства Огареву. 

***

Благодаря великосветским и театральным связям Софье Васильевне удавалось приглашать в Ивановское выдающихся исполнителей и музыкальные коллективы. Чета Келлеров была знакома со многими важными персонами. Граф В.Ф. Келлер являлся членом Московского Английского клуба, где встречался с В.П. Бегичевым – управляющим Московской конторой императорских театров, мужем известной певицы Марии Васильевны Вердеревской, не раз выступавшей в Ивановском у графини Закревской. Софья Васильевна около 10 лет состояла в Московском дамском попечительном о тюрьмах комитете, и работа в комитете связывала графиню с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и великим князем Сергеем Александровичем. Дружеские отношения с влиятельными людьми своего круга и заботы по части благотворительности помогали ей устраивать в Ивановском в пользу Тюремного комитета благотворительные спектакли с участием актёров Малого театра.

В июне 1876 г. с большой концертной программой в Ивановском выступила всемирно известная «Славянская капелла» под руководством дирижера и художественного руководителя, выдающегося певца, пропагандиста русских и славянских песен, знаменитого тенора, стажировавшегося в Италии и Париже, Дмитрия Александровича Агренева-Славянского (1834 –1908). В успешной музыкальной деятельности Д.А. Агренева немаловажную роль сыграла общая приятельница и родственница Закревских и Келлер графиня Е. П. Растопчина, убедившая его посвятить все свои силы пропаганде русской песни и эпосу славянских народов. Именно в доме графини Агренев был впервые удостоен чести петь для царя.

№ 2

Д.А. Агренев-Славянский. Около 1872 г.

Билеты на концерт капеллы в Ивановском были очень дорогими (от 1 до 4 рублей), но зал был полон и, можно представить, что принимал артистов с восторгом. «В зависимости от исполняемого репертуара хористы меняли костюмы – от боярских до крестьянских одежд, даже выступали в лохмотьях волжских бурлаков». Сохранились воспоминания современников о том, как обычно выстраивались выступления капеллы: «В начале концерта выступал сам Д.А. Агренев-Славянский с исполнением баллад, героических былин, чаще всего это был «Добрыня Никитич», потом его красивый тенор переходил к тонкой печали таких песен, как свадебно-обрядовая «Матушка, что во поле пыльно», а потом вдруг звучала шуточная песня «Ах ты, тпруська-бычок»…». В. Вересаев так описал свои впечатления: «…На эстраду выходят мальчики и взрослые мужчины, расстанавливаются полукругом. Долго все ждут. И вот выходит он. Крупный, с большой головой... волосы волнистым изгибом ложатся на плечи; черный фрак и белый галстук по широкой крахмальной груди. Гром рукоплесканий. Он раскланивается, потом, не оглядываясь, протягивает назад руку в белой перчатке. Мальчик почтительно вкладывает в нее дирижерскую палочку из слоновой кости. Хор у него прекрасный: Запевал всегда сам Славянский: высоко поднимет голову и нежно приятно заведет: «А-а-а-ах, ты: «Потом вдруг нахмурит брови, мотнет лбом: тпруська, ты тпруська, бычок! Молодая ты говядина! И бешеный хохот по всему залу. Пел он и чувствительные романсы: «А из рощи, рощи темной песнь любви несется». Своим величавым видом и обаянием, исполнением соло Дмитрий Александрович «держал» зал. И после того, как на сцену выходила женская группа и хористы в полном составе занимали свои места на сцене, он по-прежнему стоял лицом к зрителю. Дирижирование происходило едва уловимыми, отточенными движениями рук. В этом, как и во всей манере его поведения, и не только на сцене, проявлялся его природный артистизм.».

№ 3

Славянская капелла Д.А. Агренева-Славянского

19 июля 1977 г. в Ивановском была поставлена одна из лучших «военных» пьес», драма «Ветеран и новобранец. Драматический случай из 1854 года» писателя, драматурга и актера Алексея Феофилактовича Писемского. Пьеса была посвящена событиям Крымской кампании, ставилась на сценах петербургских театров, а постановка ее в Ивановском стала своего рода патриотическим откликом С.В. Келлер на начавшуюся в апреле 1877 г. Русско-турецкую войну. Вырученные от спектакля средства были направлены в помощь героям, сражавшимся под Плевной (в числе которых были племянники ее мужа – прапорщик при авангарде генерала М.Д. Скобелева граф Ф.А. Келлер и подполковник Главного штаба граф Ф.Э. Келлер).

***

В 1880-е годы в театре была введена билетная система. Билеты на спектакли распространялись в самом театре через швейцара Григория, через торговые лавки богатых подольских купеческих семей Кананыкиных, Аллилуевых и магазин Майорова, их можно было также купить в земской больнице в квартире доктора. Думается, что графиня Келлер могла легко находить общий язык с подольскими купцами– они тоже занимались благотворительностью (с 1893 г. купцы Н.Я. Кананыкин и С.Ф. Аллилуев входили в состав учредителей Попечительского Общества подольского приюта для бедных).

Каждое лето в Ивановском ставились спектакли самых разнообразных жанров. Для постановок графиня обычно выбирала пьесы популярные и на злобу дня. В 1882 г. было поставлено несколько спектаклей, среди которых, – комедия-водевиль русского актёра и драматурга  Петра Ивановича  Григорьева «Андрей Семенович Бука или Кто не плясал по женской дудке», комедия Василия Петровича Салькова «Снявши голову по волосам не плачут» (ставилась в Малом театре  в бенефис выдающегося актера П. М. Садовского) и  драма Николая Яковлевича Соловьева «Медовый месяц»,  премьера  которой за год до Ивановского состоялась  в Петербурге.  В1884 г. было сыграно  три спектакля – сцена-комедия «Картинка с натуры» журналиста и драматурга С.И. Турбина (пьеса, явно отличавшаяся  художественными достоинствами – в 1894 г. шла в Малом театре в бенефисе выдающейся актрисы М.Н. Ермоловой), комедия-водевиль «Прежде скончались, потом обвенчались», сочиненная артистом санкт-петербургской драматической труппы Гавриилом Михайловичем Максимовым, а также Пословица с куплетами «Милые бранятся – только тешатся» К. А. Тарновского – драматурга, инспектора репертуара Императорских Московских театров. Играли спектакли в Ивановском артисты театральной труппы С. Поливанова.

Сезон 1885 г. открыла заимствованная с французского весьма простенькая комедия Николая Васильевича Самойлова «Победителей не судят». В ней действуют всего три лица: графиня (молодая вдова), князь Головин (моряк) и лакей. Сюжет строится на укрощении грубого, но добродушного моряка великосветской красавицей: она обещает выйти за него замуж, если он выдержит испытание – в положенные полчаса разговора не употреблять грубых слов. Пьеска Самойлова, «довольно-таки топорная», приобрела значение в истории театра тем, что оказалась связана с именем А.П. Чехова. По воспоминаниям писателя И.Л. Леонтьева (Щеглова) «…замысел водевиля «Медведь» возник у Чехова после того, как он увидел в театре Корша эту одноактную комедию Н. Самойлова…». Вполне возможно, что графиня Келлер тоже могла видеть этот спектакль в известном московском частном театре Ф.А. Корша.

Играли в этих спектаклях в Ивановском, скорее всего, актеры не академических, а частных театров, либо из полубродячих трупп. Такая практика в то время было весьма распространенной. После 1882 г. монополия Императорских театров на публичные театральные представления была уничтожена и в Москве стремительно стали образовываться театры при различного рода «общественных собраниях» и клубах, разнообразные частные театры. У Келлер был большой выбор для приглашения актеров из той или иной труппы.

***

31 июля 1885 г. в Ивановском произошло большое событие – на сцене театра выступил один из лучших теноров России, покоривший Париж, Милан, Нью-Йорк и Лондон, заслуживший высокий эпитет «русского итальянца», артист Императорских театров Александр Михайлович Додонов (1837-1914). Он входил в первую тройку теноров Большого театра.                                                          

4-1

Александр Михайлович Додонов, 80-е гг.

С.В. Келлер, пригласив знаменитого певца отдохнуть в Ивановском, организовала сборный музыкально-драматический вечер, где помимо водевиля Д.А. Мансфельда «Затейница» давались музыкальные сцены «Ночное» по мотивам художественных сцен из народной жизни «Ночное» писателя и собирателя фольклора Михаила Александровича. Стаховича.  Впервые «Ночное». Летняя сцена из русского быта» была поставлена  на сцене Малого театра в 1855 г. в бенефис выдающейся трагической актрисы Л. П. Никулиной-Косицкой и «вплоть до революции не сходила со сцены за счет песен и романсов, которые пели ее герои». «По традиции «Ночное» разыгрывалось поздним вечером при свете костра и луны. Естественность обстановки, настоящие шалаш и костер, лесной фон – все это придавало спектаклю непосредственность и убедительность» и Додонов в Ивановском пел популярные песни у костра.

11 августа в усадебном театре прошел второй сборный спектакль с участием А.М. Додонова, исполнившего романсы Чайковского, произведения Шуберта, Беллини, Гуно и Россини. В концертных отделениях солировал и приглашенный из Германии немецкий пианист и педагог Ганс Рихтер. На вечере были показаны комедия С.И. Турбина «Картинка с натуры» и водевиль «Барская спесь и Анютины глазки» в авторском переводе с французского Д. Т. Ленского. Лёгкий смешной сюжет водевиля с элементами сатиры затрагивал тему бар и холопов, но в названии водевиля был заложен и другой, понятный зрителям XIX в., «цветочный» смысл. «Барская спeсь» – это старинное название цветка лихниса халцедонского (растение семейства гвоздичных), а анютины глазки – вид фиалок. Удивительно другое – этот водевиль дожил до наших дней и до сих пор ставится на российской сцене.

В конце лета 1885 г. Келлер устроила благотворительный спектакль в пользу погорельцев Клина. Были показаны сцены из «Гамлета» В. Шекспира и две комедии – уже шедшая в Ивановском «Победителей не судят» Н.В. Самойлова и «Дом на Петербургской стороне или искусство не платить за квартиру» П.А. Каратыгина – в ней рассказывается о жадном  домовладельце и перехитрившем его  представителе чиновничьего сословия. В комедии высмеивались скупость, нахальство, глупость и жадность героев (этот легкий, искрящийся шутками спектакль в наши дни превратился в музыкальную комедию «Дом на Петербургской стороне», которая идет на сцене Санкт-Петербургского Театра «Мюзик-Холл» - О.П.).

Летом 1887 г. в Ивановское трижды приезжала труппа антрепренера, артиста и будущего режиссера Ярославского театра Алексея Михайловича Каралли-Торцова (отец выдающейся прима-балерины Большого театра и Русского балета Дягилева знаменитой Веры Каралли). По линии матери А.М. Каралли-Торцов принадлежал к известной актерской династии Малого театра Бороздиных-Музелей, был племянником любимца Островского, Заслуженного артиста императорских театров Н.И. Музеля, и весьма профессионально разбирался в театральном деле. Алексей Михайлович имел порядочное состояние и держал антрепризу в различных провинциальных театрах. Отличался коммерческой хваткой, и, как писали современники, «умел потрафить не слишком взыскательным вкусам провинциальной публики».

№ 5

Алексей Михайлович Каралли-Торцов. Фотография 1898 г.

В Ивановском, по сведениям исследователей Уколовых, Каралли-Торцов организовал три Семейных драматических вечера – сборные спектакли с музыкой, с водевилями и комедиями. Какое впечатление оставила на зрителей его труппа нам неизвестно – в то время в провинциальных газетах было редкостью публиковать отзывы о музыкально-театральных представлениях.

***

Настоящей сенсацией для Подольского уезда стало выступление 17 июля 1888 г. популярного хора московских цыган под управлением гитариста, этнографа, цыганского хоревода Николая Хлебникова.

№ 6       № 7    

 Николай Иванович Хлебников     Ольга Дмитриевна Битюгова 

Он привез в Ивановское вместе с хором своих солисток – Татьяну Казакову, Марию Шишкову, Екатерину Хлебникову и «примадонн» – прославленную Ольгу Дмитриевну Битюгову (по прозвищу Разорва) и Александру Федоровну Федорову (Сашу -Ветерочек). Неподражаемые по красоте голоса певиц, популярные и любимые русским слушателями цыганские романсы – «Зацелуй меня до смерти», «Расставаясь, она говорила», «Доля моя», «Чертенок», «Любовь есть сфера для цыганки», «Попляши, Настенька, попляши, милая моя», буквально, произвели фурор своим  пением «с разливом» (со слезой). Концерт завершился Цыганской национальной пляской, где солировали блистательные танцоры – Мария Шишкова и Алексей Николаев.  Билеты на концерт были дорогими, но зал был полон, что вполне объяснимо – «Едва ли, есть русский, который бы мог равнодушно их слышать».

№ 8

На фотографии слева - Александра Фёдоровна Фёдорова (Саша-Ветерочек)

За концертом хора Н. Хлебникова сразу же последовал другой, весьма необычный для провинциального слушателя арфовый концерт, который состоялся в театре 20 июля.  На сцене выступил ученик выдающегося арфиста-виртуоза XIX в., первого профессора Санкт-Петербургской консерватории по классу арфы А.Г. Цабеля, солист Императорских театров Карл Фейт. Известно, что этот концерт открылся фантазией на русский гимн «Боже царя храни», сочиненной А.Г. Цабелем. Так, театр в Ивановском постепенно подхватил «расцветающее» на эстраде концертное исполнительство, заложив эти традиции на своей сцене. 

Афишные спектакли у С.В. Келлер давались почти до конца XIX в. и хотя в 1894 г. Ивановское уже официально перешло в руки других владельцев – крупных московских купцов и меценатов – Бахрушиных, на билетах благотворительного спектакля в Ивановском от 30 июля 1895 г. имение значилось под фамилией Келлер.   

№ 9

Копия билета из фондового собрания музея

Возможно, тем самым Бахрушины – известные меломаны театра, хотели присмотреться насколько имеет смысл с коммерческой точки зрения продолжать театральное дело в Ивановском и разрешили Келлер еще какое-то время использовать театр, указывая в афишах свое звучное и уже знакомое зрителям имя. Можно также предположить, что Бахрушины, прекрасно разбираясь в театральном искусстве, изначально не планировали открывать свой театр в Ивановском, понимая, что он не сможет работать на уровне известных московских театров. Впрочем, не будем строить догадки – это еще предстоит выяснить.

***

Известно, что, перестав официально быть хозяйкой Ивановского, графиня Келлер успела подарить публике еще несколько ярких музыкально-театральных событий. В Ивановское дважды приезжал солист Большого театра А.М. Додонов и участвовал в музыкально-драматических вечерах. 24 июля 1894 г. вместе с певицей Л.А. Пастуховой он дал целое концертное отделение из романсов П.И. Чайковского, которое обрамлялось театральной картиной из московской жизни «Праздничный сон до обеда» А.Н. Островского и одноактной пьесой-шуткой «Молчание» драматурга и журналиста Виктора Викторовича Билибина. В последующие два года С.В. Келлер организовала еще два музыкально-драматических вечера с комедией-шуткой «Вольная пташка» драматурга и режиссера драматической труппы в Санкт-Петербурге Евтихия Павловича Карпова и пьесой-шуткой «Она его ждет». В одном из этих вечеров пел А.М. Додонов. Средства, вырученные от билетов, были направлены графиней Келлер в пользу погорельцев Красной Пахры и Горок.

Два следующих спектакля – комедия К.А. Тарновского «Каково веется, таково и мелется» и водевиль «Роковая скамейка» В. Холостова (настоящее имя автора: В.В. Билибин) были показаны вместе с концертной вокальной программой и также носили благотворительный характер. Вырученные от сбора средства были отданы в пользу благотворительных учреждений Подольска.

С.В. Келлер покинула имение из-за непосильных долгов, вынужденно оставив театр на волю судьбы. Однако нельзя не подчеркнуть, что вклад графини в историю усадебного театра Ивановского оказался весьма существенным и его не стоит недооценивать. Софье Васильевне удалось заложить традиции концертного исполнительства на сцене усадебного театра, расширить и развить его театральную деятельность, повлиять на зарождение и развитие театрального – концертной жизни и традиций проведения культурных мероприятий благотворительного характера в самом уездном городе Подольске, познакомить провинциальных жителей с искусством и литературой талантливых представителей русской и европейской культуры XIX в.

После Келлер театр в Ивановском вошел с новыми хозяевами в XX в., изменившим коренным образом ход его истории.

Материал подготовила автор исследования О. Г. Почекина,
заведующая методическим отделом
 
Основная библиография:
Амфитеатров А.В. Из давних лет. Берлин.1924
Басина М.Я. Петербургская повесть. Л.1874
Даровских Л.И. Агреневы-Славянские. Связь времен. К 120-летию со дня рождения В.С. Агреневой-Славянской. Журнал "Нижегородский Музей, № 10, 2010.Студенкин Г. И. Локшин Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры (Краткие очерки). М.1963 Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1. От истоков до Великого Октября. М. 1978
Петровская И.Ф. Театр и музыка в России XIX-начала XX века.Л.,1984
Поцелуев В.А., Петреев И.В.  Подольск и его окрестности. М., 1999.
 Пыляев М.И. Старый Петербург. СПб, 1887
Савинова Е.Н. Сельские усадьбы московских предпринимателей. Конец XIX – начало ХХ в. М.,2008
Родословие графов Бобринских. - СПб., 1889.
Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру «Ромэн». М. 1990.
Русский водевиль. Сборник (сост. Н. Шантаренков). М., 1970
Тимашова. О.В. Риск на войне и в тылу. Драма А.Ф. Писемского «Ветеран и новобранец (1854) в современном ему литературно-публицистическом контексте и в творческой биографии автора// Известия Саратовского университета. Т.13, вып.№3,2013.
Трапезникова И.  Из истории класса арфы в Консерватории (Санкт-Петербург, интернет-источник)
Уколовы Е. Л. и В.С.Владельцы, гости и театральная жизнь усадьбы Ивановское//Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.15(31). М.,2009.
Филаткина Н.А. Последние владельцы усадьбы Ивановское. Московский журнал, № 2,1998
Ярцев А.А. Подмосковные прогулки. Подольск - Ивановское - Дубровицы - Остафьево / М. 2007.
Интернет-источники, в том числе, материалы сайта ГА Малого театра России

« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ