История театра в Ивановском

Глава 5. Театр в Ивановском. Бахрушины, конец XIX – начало XX века. Послереволюционные годы

14 июня 1894 г., согласно сохранившейся купчей, имение Ивановское перешло во владение Товарищества Алексея Бахрушина сыновей. Пожалуй, никто из предыдущих владельцев Ивановского не был так близок душой и практическими делами к театральной сфере, как новые хозяева имения. Бахрушины принадлежали к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей и остались в русской истории не только успешными предпринимателями, известными благотворителями, но и высококультурными людьми, внесшими большой вклад в развитие русского театра и музейного дела. Благодаря Бахрушиным в Москве был построен в конце 1890-х гг. знаменитый частный Театр Ф. Корша (ныне в его здании располагается Государственный театр наций). Крупную сумму на строительство ассигновал Александр Алексеевич  Бахрушин (1823–1916). Дети Александра Алексеевича с раннего детства были влюблены в театр. Вместе с матерью они посещали Большой и Малый театры, в юности играли в любительских спектаклях.

№ 1   № 2

Александр Алексеевич Бахрушин         Алексей Александрович Бахрушин

Модник и щеголь, молодой Алексей Александрович Бахрушин (1865 – 1929), младший из сыновей А. А. Бахрушина, был участником Перловского театрального кружка Летнего дачного театра подмосковной Перловки, принадлежавшей чаеторговцам Перловым – ближайшим родственникам Бахрушиных по линии его матери Елизаветы Сергеевны Бахрушиной, урожденной Перловой

№ 3-1

А.А. Бахрушин с мандолиной. 1890-е гг.

Увлекшись собирательством всего, что имело отношение к театру, Алексей Александрович впоследствии основал Литературно-Театральный музей Императорской Академии наук в Москве(ныне – Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина), передав в дар музею свою бесценную личную коллекцию. «Личные театральные пристрастия Бахрушина формировались под влиянием искусства Малого театра конца XIX в. Малый театр остался для Бахрушина самым любимым, но это не помешало ему собрать внушительную коллекцию материалов, связанных с МХТ, с творчеством Вс. Мейерхольда…». Он активно работал в Русском театральном обществе, возглавлял Московское театральное бюро, отстаивал интересы театрального дела в городской Думе, был бессменным попечителем первого московского Введенского народного театра, содержал в своем доме «Убежище для престарелых артистов».

Дома членов большой семьи Бахрушиных были всегда открыты для композиторов, художников, известных певцов и актеров. Они дружили и поддерживали связь со многими выдающимися режиссерами и артистами московских и петербургских театров.                        

Старший сын и внук Александра Алексеевича – Владимир Александрович Бахрушин (1853–1910) и Сергей Владимирович Бахрушин (1882–1950), проявляя себя на ниве общественной, благотворительной и научной деятельностей, тоже любили театр и увлекались написанием пьес для любительских спектаклей. Страсть к театральному искусству повлияла на выбор профессии правнука Александра Алексеевича – Юрия Алексеевича Бахрушина (1896–1973), ставшего балетоведом, критиком, историком театра.

№ 4   № 5   № 6

Владимир Александрович Бахрушин   Сергей Владимирович Бахрушин   Юрий Алексеевич Бахрушин

***

Владельцы Ивановского Бахрушины, взрослые и молодые, занятые предпринимательством, благотворительностью и учебой в Москве, превратили театр летней подмосковной дачи в место для реализации своих театральных забав. При них вернулась на усадебную сцену легкая и приятная традиция любительских спектаклей домашнего театра. Бахрушины устраивали спектакли и концерты, в которых, как правило, сами и участвовали. Многие из них не только обожали актерство, но и играли на музыкальных инструментах. Молодежь изготавливала костюмы и бутофорские принадлежности, придумала свою театральную Дирекцию. На программках в ранних постановках обозначалось вверху – «Сельцо Ивановское», а позднее стало писаться «Ивановскiй Театръ». Кроме обитателей дома, на театрально-концертные вечера в Ивановском собирались местные дачники, знакомые и друзья Бахрушиных из Подольска и Москвы. Сохранились программки отдельных спектаклей и концертов, которые позволяют в какой-то мере представить некоторые события театральной жизни в Ивановском начала XX в.

По жанрам и тематике спектакли Бахрушиных были разнообразными и отражали атмосферу театральных развлечений семьи во время пребывания за городом. В Ивановском ставились комедии, пантомимы, трагедии, живые картинки и разного рода сцены. В числе исполнителей, чаще всего упоминаются дочери В.А.Бахрушина – Вера, Елена, Нина, сын Сергей и сам Владимир Александрович.

№ 8-0

Дочери В.А. Бахрушина в Ивановском, начало 1900-х гг. Копия фотографии из фондов музея

В программках сохранились имена других исполнителей – Л.В., Ю. и А. Трофимовых, С.И. Потоцкого (о нем скажем отдельно), З.Ф. Варнеке, Е.А. и З.А. Зябловых. Пьесы для любительских спектаклей подбирались Бахрушиными к разным поводам. Театральные программки обычно содержали забавные тексты, полные юмора и легкой иронии над содержанием спектакля и его исполнителями, украшались рисунками в духе шаржей. Во многих из них чувствуется рука молодого талантливого рисовальщика Сергея Владимировича Бахрушина.

№ 7        № 12-0   

Слева - С.В. Бахрушин. Драма в стихах «Помпея» с рисунками на полях
Справа - Театральная программка, 23.09.1907 г. Копия из фондов музея
 

Так, в милой домашней программке от 23 сентября 1907 г. в ознаменование дня рождения дочери Елены значится:

«…имеют быть представлены в честь Высоконоворожденной Е.В. Бахрушиной
Художественные Живые Картинки
 (Крайне загадочного содержания!!
 Особых программ не полагается: пусть сама публика догадывается)
Начало тотчас после обеда»

Среди спектаклей были постановки по пьесам собственного сочинения Бахрушиных. Известно, что Владимир Александрович написал немало театральных пьес, среди которых, – комедии «Первый шаг», «Люди века», комедии, датированные 1885 г., – «Двоюродная сестрица» и «Легкое недоразумение». Самое раннее произведение, из известных нам, – сцена в 3-х действиях «Друзья человечества», датированная 1881 г. Но вот, были ли все они поставлены в Ивановском, пока неизвестно. Спустя столетие наш музей в рамках известного культурно-просветительского Бахрушинского благотворительного фестиваля осуществил на сцене театра одно из сочинений В.А. Бахрушина – сцены из деревенской жизни в 2-х картинах «В стороне от лукавого света». Пьеса сохранилась в полном объеме и сегодня воспринимается интересно. На ее титульном листе содержится надпись «Дозволено цензурою. Москва 22 февраля 1885 г.», которую трудно с точностью прокомментировать, – то ли это шутка от Бахрушиных, то ли, действительно, пьеса прошла цензуру и получила разрешение ставиться на публичной сцене.

Сохранились пьесы и водевили его сына – Сергея Владимировича Бахрушина, ставшего известным историком, членом-корреспондентом Академии наук СССР. В фондах Архива Российской академии наук содержатся личные документы Сергея Владимировича и документы семейного архива Бахрушиных, где хранятся, в том числе, литературные произведения его отца, а также рисунки, стихотворения и драматические произведения самого академика. Среди них – драмы в стихах «Розамунда» и «Помпеи», сатирическая комедия о деятельности А.И. Гучкова, драмы «Лициний» и «Трибулл», план комедии «По стопам великого старца», переводы из Горация и Вергилия. Рисунки молодого Сергея Бахрушина на полях пьес и в театральных программках, выполненные в юмористической и сатирической форме, отражают критический взгляд автора на злободневные события общественно-политической жизни.

№ 9

Бахрушин С.В. Автопортрет (акварель, 26 сентября 1902 г.)

В одной из театральных программок Ивановского значится, что 25 мая 1908 г. в «Ивановском театре» состоялся спектакль по пьесе С.В. Бахрушина «Тайны жёлтого замка» (комедия в 3-х действиях). Героя Ксенофонта Модестовича играл сам автор пьесы, Глафиру Ипполитовну Кулакину – его сестра Елена, Барона Филоктета Бобруйского – сестра Вера, а Трубочиста – брат Александр.

В программке более раннего периода под рубрикой «Сельцо Ивановское» от 19-го сентября, в воскресенье (год не указан – О.П.) публике предлагался «…настоящий «Японский» шпион!!!... в подлинном его виде, как он был захвачен бдительной полицией в этот самый момент, как он подкладывал настоящую японскую мину под балкон дома глубокоуважаемого ген-губернатора г.Подольска И.А.Перфильева. Редкий экземпляр! Крайне типичный!...Весь частный сбор в пользу Раненным». Скорее всего, этот спектакль был поставлен вовремя или сразу после русско-японской войны 1904–1905 гг., события которой вызвали большой резонанс в русском обществе и нашли отражение в литературе, в том числе, в любительской постановке в Ивановском. Разумеется, сюжет «Шпиона» был фантастическим и никакого генерал-губернатора Подольска ни под каким именем не могло существовать. А вот водевиль под таким названием «Японский шпион» в 1904 г., действительно, существовал и автором его являлся водевилист, журналист и театральный критик из Ростова-н/Дону Б.М. Фонштейн (псевдоним Б. Камнев), имевший переписку с московскими журналами.

Среди других, в Ивановском был поставлен Этюд в 3-х действиях «Эмигрантка», действие которого «происходит в одном из маленьких, но модных курортов на берегу Рейна в 1906 г.». В числе исполнителей указаны Владимир Александрович Бахрушин и его дети – Сергей, Елена, Нина и Анна.

                                                                              ***

Бахрушины любили ставить комедии. Расскажем более подробно о двух забавных постановках. Автор комедии в 3-х действиях «Счастье от глупости» ...При благословенном участии Святлейшей княжны Эфиопской», действие которой проходит в имении княгини, не указан в программке спектакля, но сдается, что Бахрушины сами сочинили и поставили, говоря современным языком, некий театральный перфоманс на вечную тему комедии Грибоедова «Горя от ума». Если вспомнить, то грибоедовский эпиграф к комедии гласит: «Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым – счастье от безумья, Всем умным – горе от ума» и  вполне понятно, что смешливых, умных и тонко чувствующих Бахрушиных вполне могла вдохновить неувядающая грибоедовская тема комедии, ведь «…вполне глупые люди живут здесь и сейчас. Их не заботят изменения в обществе, падение нравственности и другое. Они живут в своем мире и счастливы тем, что у них есть кров и еда. Умных людей не может не заботить то, куда катится общество, они думают, к чему приведет это и что сделать, чтобы изменить мир…они вечно заняты размышлениями…о том, что делать, чтобы жизнь всего общества стала лучше». В спектакле играло девять исполнителей, трое из них – Бахрушины.

Другой комедийный спектакль «Сенсации г-жи Курдюковой Этранже. Пантомима Монстр!» был «прочтением» Бахрушиными на новый лад одной из самых смешных книг середины XIX в., которую написал Иван Петрович Мятлев – богач, поэт и неподражаемый мастер розыгрышей. У автора книга имела название юмористической поэмы «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже». Иллюстрировал поэму популярный художник Василий Тимм, и во многом благодаря искрящимся юмором рисункам эта книга надолго оставалась популярной в России. А образ героини – г-жи Курдюковой, ставший у образованных людей синонимом пошлого, явно мог доставлять удовольствие образованным купцам, скептически относившимся к глупым и самодовольным помещицам – спесивым провинциальным барыням.

№ 10

По содержанию поэма являлась сборником путевых очерков с легкими куплетными рифмами, в основе которых лежал дневник с описанием европейского вояжа героини г-жи Курдюмовой (на самом деле, реальной тамбовской помещицы Мавры Егоровны Быховец), который она предприняла в 1830-х гг.  по разным странам – Германии, Швейцарии и Италии. Во время путешествий помещица попадала в забавные ситуации и делилась в дневнике своими впечатлениями от стран и народов. К примеру, от немцев госпожа Курдюкова явно была не в восторге. У них «волосы, как у наших мужиков. А фуражки – полоскательные чашки». Житель туманного Альбиона тоже ее раздражал: «Англичанин с рожей красной. Верно, человек опасный!». Русская провинциалка в поэме выставлена на посмешище. «Вот дама Курдюкова, – писал Лермонтов – Ее рассказ так мил. Я от слова до слова его бы затвердил». То, что в основе спектакля Бахрушиных лежит именно эта поэма, несомненный факт. Об этом свидетельствует сохранившаяся театральная программка. Вот как Бахрушиными описали в программке этот спектакль:                                        

«Пантомим – Монстр!
При участии лучших сил Ивановского Театра!
Главные роли исполняет
Примадонны г-жа Фишини и Татьяна
Остальные роли распределены между посредственными членами труппы
Великолепные декорации с видами Германии, Швейцарии и Италии
! подразумеваются!
 ………………………………………….

***

Сохранилась программа концертного вечера в двух отделениях от 12 августа 1908 г., возможно, данного на сцене усадебного театра. Слушателям были предложены популярные произведения классической музыки – Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из 4-х пьес в переложении для 2-х фортепиано в 8 рук с мелодекламацией и живыми картинами, Фантазия из оперы «Трубадур» Дж.Верди в переложении для фортепиано в 4 руки, дуэт «Простименя, прости» П.Федорова, в обработке М. Глинки, Бабушкин сад – мелодекламация и «Грустная песенка» П. Чайковского в переложении для скрипки и фортепиано. Среди исполнителей в программке значатся дети В.А. Бахрушина – Елена, Нина, Вера, Александр, а также З.Ф. Варнеке и С.И.Потоцкий, пианист и скрипач. Имя последнего из участников концерта не раз встречается в театральных программках Ивановского как исполнителя. Изучая музыкальную жизнь Москвы начала XX в., удалось найти с таким именем пока только одного музыканта-исполнителя – Сергея Ивановича Потоцкого (1883–1958). Он учился  у  выдающегося педагога и композитора С.И. Танеева, а потом – в  Московской консерватории  по классу фортепиано у знаменитого педагога К. Н. Игумнова и по  классу композиции у С. Н. Василенко. В 1918-1821 гг. Потоцкий заведовал музыкальной частью Московского Художественного Академического Театра, в дальнейшем активно работал в области оперного жанра и киномузыки. Замечу, что в начале века студенты, занимавшиеся по классу фортепиано и композиции, могли весьма прилично играть на разных инструментах, так что вполне возможно, что именно предполагаемый нами Сергей Иванович Потоцкий, имеет отношение к Бахрушиным и Ивановскому.  

№ 11

Сергей Иванович Потоцкий

11 августа 1913 г. с участием «Известных Гастролеров из Парижа и Моршанска» в театре была представлена трагедия в трех действиях «Цель и средства», где главным героем был Иринарх Иринархович Лукоёмов – владелец крупного завода по производству русских омаров и немецких колбас в Подольске. Все действие в спектакле происходило в Подольске, в доме Лукоемова. Помимо владельца завода, его дочери Ирины, младшей дочери Мимочки и Мисс Компот указана и «Марфа Тимофеевна Отрышкина, вдова. Домоправительница Лукоемова, из разорившихся дворянок» (как же все-таки досадила разорившаяся дворянка княгиня С.В. Келлер новым владельцам Ивановского Бахрушиным своим отказом при передаче усадьбы безвозмездно оставить свое движимое имущество, что ее образ намеками постоянно витает на театральных подмостках! – О.П.). Автор пьесы на программке не указан. В числе исполнителей отмечены Сергей и Елена Бахрушины.

После смерти отца и деда Александра Алексеевича Бахрушина семья его сына Владимира, подсчитав расходы, связанные с содержанием бездоходного имения Ивановское, пришла к заключению, что они превышают их возможности.  По завещанию А. А. Бахрушина, в 1916 г., его сыновья передали имение Ивановское безвозмездно Московскому городскому самоуправлению с целью устройства лечебно-воспитательного заведения для детей-сирот. На эти цели Бахрушины выделили капитал в 200 тысяч рублей. К 1917 г. в усадьбе расположилась колония для детей с ослабленными легкими. Вскоре грянула Октябрьская революция 1917 г., сметая все на своем пути, и летопись дореволюционной истории не только самой усадьбы, но и театра, завершилась.

                                                                                ***

Послереволюционная история театра в Ивановском, не связанная с именами частных владельцев, писалась в унисон с жизнью страны при Советской власти. С марта по октябрь 1917 г. в усадьбе размещался Совет рабочих и солдатских депутатов, а потом здание усадьбы использовалось как общежитие для жилья рабочих подольских заводов. Некоторые источники указывают на то, что в 1920-1930-е гг. на сцене в Ивановском работал театральный кружок под руководством Ф.Ф. Сабанеева (возможно, что Сабанеев был именно тем актером труппы из 25 подольских артистов, чье имя упоминается краеведами в связи с описанием истории городского театра «Художественный» – О.П.). Какие именно пьесы мог ставить кружок Ф.Ф. Сабанеева в Ивановском неизвестно, но нетрудно предположить, что это могли быть модные в эпоху раннего большевизма антирелигиозные и агитационные пьесы, а также произведения Гоголя и Чехова, получившие право остаться на советских сценах.

Свыше 40 лет, начиная с 1940-х гг. усадебный театр не использовался по назначению и казалось, что так и не возродится. Но получилось иначе. В конце 1970-х–начале 1980-х гг. в усадьбе, уже признанной памятником культурного наследия РСФСР, были проведены масштабные восстановительные и реставрационные работы. Театральный зал был приведен в порядок и ждал своего часа. О том, когда и при каких обстоятельствах возродился усадебный театр, как складывалась его театрально-концертная жизнь и чем он интересен в наши дни, будет рассказано в следующей главе.

Материал подготовила автор исследования О. Г. Почекина,
заведующая методическим отделом

 

Основная библиография:

Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М., 1994.
Бахрушины: Поколенная роспись московской ветви А.Ф. Бахрушина / Сост. И.С. Преображенская, Н.А. Филаткина Н.А. М., 1997.
Борзенко В. В Псевдонимы донских журналистов в российской периодике конца XIX-начале ХХ веков//. Журнал RELGA.Ростов-на-Дону, № 16,2006.
Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1989.
Кугель А.Р. Театральные портреты. М., 1923.
Материалы из Архива Российской академии наук, личный фонд академика С.В. Бахрушина
Старикова Л.М.А. Бахрушин и русская театральная культура. М.,1985
Филаткина Н.А. Последние владельцы усадьбы Ивановское. Московский журнал, № 2,1998
Филаткина Н. А.  Бахрушины // Православная энциклопедия. М., 2002.
Филаткина Н.А. Обитатели Ивановского и Горок. Родственные и деловые связи. // ГИМЗ «Горки Ленинские». Музейный сборник № 12. М., 2009.
Интернет-источники, в том числе, материалы сайтов Российской академии наук и Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.
-
« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ