Конкурсы

Музей проводит различные Всероссийские конкурсы...

1. Всероссийский конкурс«Лучший экспонат по истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», посвященный 65-летию Победы, был объявлен в 2010г.  Это уже третий подобный конкурс,посвященный  Великой Отечественной войны. Цель данного конкурса – развитие творческой активности молодежи по увековечиванию памяти защитников Отечества  и сохранению историко-культурного наследия России, выявление лучших экспонатов времен войны, раскрытие роли Трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны. Конкурс призван привлечь внимание педагогов, работников музеев, а также учащихся и студентов  учреждений профессионального образования к данной тематике. Конкурс проводился по трем номинациям:

- «Мое училище/техникум/ ВУЗ в годы войны»;

- «Семейная реликвия» (война в памяти моей семьи);

- «Вахта памяти» (участие в поисковом движении).

В нем приняли участие учреждения профессионального образования из 23 регионов России: от Хабаровского края до Санкт-Петербурга.

По итогам конкурса была открыта Всероссийская выставка «Увековечить память», на которой были представлены уникальные подлинные экспонаты времен войны: фотографии, фронтовые письма, дневники, награды, записная книжка мл. лейтенанта И.Маркова из Чебоксар, медальон солдатский, студенческая тетрадь, приемник, кошки альпийские – снаряжение воина-альпиниста, снаряд от «Катюши», клещи для сбрасывания зажигательных бомб и  другие.

2. Всероссийский конкурс на лучшее изделие художественного и декоративного творчества «Мастерами славится Россия» проводится Музеем с 1997г.   с целью поддержки интереса учащейся молодежи и педагогов. С  2007г. в его работе принимают педагоги и обучающиеся учреждений всех уровней профессионального образования, в том числе  центров дополнительного образования и домов творчества.

Главной целью конкурса на протяжении четырнадцати лет (конкурс проводится один раз в два года) было и остается развитие творческого потенциала учащейся молодежи, педагогических работников, развитие интереса к художественному творчеству и сохранению исконно российских народных промыслов и ремесел. В 2009 г. проект был поддержан Министерством культуры РФ. Творческие работы мастеров со всей России поражают своей красотой и богатством. Экспертная группа отмечает  высокое качество и художественную ценность присылаемых на конкурс изделий. Победители награждаются Дипломами и памятными медалями. Лучшие работы представлены на Всероссийской выставке «Мастерами славится Россия».

Последний Всероссийский конкурс на лучшее изделие художественного творчества и народных промыслов  «Мастерами славится Россия» проходил в 2010г. На него поступило 814 изделия из 31 субъекта Российской Федерации. Дипломами Лауреатов  были награждены 76 победителей в 21-ой номинации.

Очередной Всероссийский конкурс «Мастерами славится Россия» пройдет в IV квартале 2013г. 

 3.  В 2008 году Федеральный музей профессионального образования выступил инициатором проведения I-го Всероссийского конкурса музейно-педагогических программ среди музеев учреждений профессионального образования.  В первом конкурсе приняли участие учреждения из 18 субъектов РФ, которые направили 83 музейно-педагогические программы. Конкурс показал достаточно высокий уровень использования музейного ресурса в образовательном процессе учебных учреждений, а также дал яркие примеры творческого подхода музейными работниками в разработке музейно-педадогических программ, желание совершенствоваться в этом направлении.

II-й Всероссийский конкурс музейно-педагогических программ учреждений профессионального образования  состоялся в 2011 году и он заметно отличался от первого конкурса, как по условиям проведения,так и по содержательным его итогам. По сравнению с первым, этот  Конкурс стал географически значительно шире – учреждения профессионального образования из 52 субъектов РФ всех федеральных округов направили в адрес оргкомитета конкурса 196 авторские работы. Значительно расширился список участия учреждений высшего профессионального образования (в первом конкурсе -1 ВУЗ, а во втором- 12 ВУЗов) и учреждений дополнительного образования (соответственно 2 и 14). Причем, свои работы направили не только региональные и городские учреждения, но и образовательные учреждения малых городов и поселений.

Помимо большого числа участников, второй конкурс заметно отличался от предыдущего по условиям проведения и составу жюри. В качестве экспертов и членов жюри помимо опытных сотрудников ФМПО вошли ведущие российские эксперты в области музейной педагогики и дополнительного образования: Годунова Л. Н.,ведущий научный  сотрудник  лаборатории  музееведения Государственного центрального музея современной истории России, доцент, кандидат исторических наук; Дукельский  В. Ю., ведущий научный сотрудник  Лаборатории музейного проектирования  Российского  Института  культурологи,  кандидат исторических наук; Загладина Х.Т., руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГУ «Федерального института развития образования»/ФИРО/, кандидат исторических наук;С.П. Калита, доцент кафедры музейного дела Академии переподготовки  работников  искусства,  культуры  и туризма  (АПРИКТ); Медведева Е.Б.,доцент кафедры музейного дела АПРИКТ, главный редактор журнала «Музей», кандидат исторических наук; Павлова Е.В., ведущий научный сотрудник  отделения развития дополнительного образования детей ФИРО; Фомина Н.Н., заведующая Лабораторией истории художественного образования Институт художественного образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор и Чередниченко М.Л.,доцент кафедры музейного АПРИКТ. Возглавила жюри Тарханова Т.А., директор ФМПО, кандидат педагогических наук.

Интерес к музейной педагогике проявили и региональные органы управления образованием. В 14-ти субъектах РФ задача проведения регионального этапа конкурса была возложена на региональные центры дополнительного и профессионального образования, Дома творчества молодежи и Учебно-научные методические центры. Они смогли на высоком уровне организовать и провести региональный тур.   

Говоря в целом о конкурсных программах, можно сказать, что направленные работы демонстрируют интересную работу музеев УПО, музейно-педагогические работы интегрированы в учебно-образовательный процесс учреждения и заслуживает всяческой поддержки.  Однако общим недостатком всех конкурсных программ является слабая опора на музейный предмет, материалы музейной экспозиции и фондового собрания музея. Примечательно в этой связи мнение члена жюри ведущего научного сотрудника  Лаборатории музейного проектирования  Российского  Института  культурологи В.Ю.Дукельского о конкурсных работах: «Уровень текстов выше, чем у профессиональных музейщиков – сказывается педагогический навык написания планов и программ… Претензия одна - недостаточная музейность, авторы идут от темы, а не от объекта (неважно даже подлинник это, копия или изображение)».

К сожалению, не все содержат результаты апробации. Многие музейно-педагогические программы были утверждены в 2011 году, и трудно было судить об их эффективности на практике.

Отличительная черта музейно-педагогических программ последнего Конкурса - большое разнообразие тематики, многообразие форм музейной работы, интегрированность с предметами образовательного учреждения и акцент на воспитательном начале.

Учитывая, что основной профиль музеев УПО – историко-патриотический, то чаще всего программы раскрывали историю образовательного учреждения, значимые события из отечественной военной истории или судьбы легендарных личностей. Доминировала в программах тема воспитания гражданственности и патриотизма. Раскрыть ее музейными средствами на современном уровне весьма не просто. Слишком довлеет дух стереотипных представлений и устаревших форм музейной работы. Как метко выразилась в отношении некоторых  конкурсных программ член жюриС.П. Калита: «Подчас  складывается ощущение, что работы написаны  не в начале 21 века, а в 80-е годы века 20-го». И все же авторы лучших  программ сумели проявить творческий подход в раскрытии этой темы. Примером успешного воплощения темы гражданско-патриотического воспитания молодежи может служить музейно-педагогическая программа «Истоки» музея ГОУ НПО «Профессиональное училище (лицей) № 30» г. Хабаровска (автор -  Аборнева В. И.), завоевавшая на конкурсе Диплом 2-й степени. Программа удачно сочетает  поисково- исследовательскую,  экспозиционную и культурно-просветительскую виды деятельности, строящихся на материале широкого исторического диапазона - от времен освоения Приамурья - до наших дней. В работе четко прописаны  возможности использования материалов музея в учебном процессе. В результате культурологическое образование, получаемое в рамках программы, становится тесно связанным с профессиональной подготовкой учащихся и укрепляет их гражданские позиции, прививает любовь к своему краю. Интересный вариант на эту тему содержится в музейно-педагогической программе «Музей -  Центр гражданско-патриотического воспитания студентов» музея истории Омского автотранспортного колледжа (автор - Кох Г.П., - Диплом 2-й степени). Достоинства работы - в высокопрофессиональной разработке технологии моделирования музейных «Уроков мужества» и используемых методических приемов: «Незримая нить единства». «Письмо герою», «Мысленное путешествие во времени», «Нетрадиционное начало», «Диалог времен», «Незримое присутствие», «Линия судьбы». Позиция обучающегося как гражданина и патриота «зондируется» на начальном и завершающем этапах программы с помощью методов  сравнительной оценки сформированности  ценностных отношений,   мотивационно - потребностных  позиций и поведенческого компонента. Тема раскрывается на материале историко-культурного наследия Омска, информационного, ценностного  и ресурсного потенциала социокультурного пространства.  Музейно-педагогическая программа «История профессионального образования: из прошлого в будущее» Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий Ямало-ненецкого автономного округа (авторы - Сибагатуллин И.Р. и Сибагатуллина Р.Н., - Диплом 3-й степени) направлена на формирование у учащихся ценностей социального характера, неотрывно связанных с воспитанием гражданских качеств. В основе программы - изучение, сохранение, систематизация и популяризация истории профессионального образования России и ЯНАО. Одними из важных установок в программе является  отражение  социального портрета учащейся молодежи  УПО Крайнего Севера (в том числе в сравнении с другими российскими регионами), выявление специфики молодежных ценностных ориентаций и тенденций их изменения. Программа издана в виде учебного пособия. Отмечена  Дипломом 4-й степени музейно-педагогическая программа «Растим патриотов!» комплексного музея ФГОУ НПО «Профессиональный лицей № 7 имени профессоров, докторов наук Л.И. Рубцова и Н.И. Рубцова» г. Фурманова Ивановской области (автор - Рябова С. А.). В основе программы – деятельность музейного краеведческого подростково- молодежного клуба «Искатель», который проводит  общественно значимую поисковую и научно-исследовательскую работу, ежегодно участвуя  во Всероссийской «Вахте Памяти»  (поднятие останков воинов на местах боев  Великой Отечественной войны).

Значительная часть конкурсных программ посвящена профессионально-ориентационной работе. Среди них выделяется программа «Жива память - живо сердце русское» музея Богородского кожевенного техникума Нижегородской области (автор - Куклева Т.В.), получившая Диплом 2-й степени. Учитывая то, что Богородский кожевенный техникум является уникальным и единственным по кожевенному мастерству российским учебным заведением, автор трехгодичной программы смело использует все музейно-педагогические возможности, чтобы старшеклассники города проявили интерес к столь редкой профессии кожевенника и выбрали именно техникум местом получения будущей специальности. Изучение культурных и исторических святынь Богородчины, кожевенного дела в России, истории кожевенного техникума,  богородских народных ремесел и музейного дела; поисковая работа; проведение  эколого-краеведческих наблюдений; использование возможностей учебного завода техникума – все это обеспечивает достижение поставленных в программе учебно-воспитательных целей. Музейно-педагогическая программа «Эскулап» музея «Призвание» Чайковского медицинского колледжа Пермского края, (автор - Дегтярева А.П., -  Диплом 4-й степени) разработана с учетом актуальности проблемы нехватки медицинских кадров. Любопытен тот факт, что эффективность программы уже оценила приемная комиссия колледжа, сделавшая вывод, что данная программа положительно влияет на приток абитуриентов в учебное заведение. Диплома 4-й степени  удостоена программа «Я и моя профессия» музея декоративно-прикладного искусства Колледжа художественных ремесел № 59 г. Москвы (авторы -Фролова А.О.,  Панкратова Т. Н., Исаченкова М.П.). Она разработана с целью  развития творческой личности, профессиональной адаптации молодого художника. Реализуется в форме музейного клуба с использованием основных стратегий воспитательного воздействия: акмеологической, экзистенциальной, социализирующей и культурологической. 

В круге победителей - три работы, посвященные изучению народной культуры, возрождению традиций народных художественных промыслов, обрядов и праздников.  Музейно-педагогическая программа «Народный календарь» музея «Сказочный край Снегурочки» Костромского областного центра научно-технического творчества «Истоки» (авторы -  Смирнова З.Б., Курычева С. А., Голубева А.С.) по праву завоевала Диплом 3-й степени. Программа представляет собой красочный лубок памятных дат в народной культуре, раскрывающийся в комплексе тематических экскурсий, театрализованных праздников, различных по специфике мастер-классов, семинаров, выставок и конкурсов, в которых участвуют не только дети, но и обучающиеся и педагоги системы профессионального образования Костромы. Интересна программа «Сохранение народных традиций» народного историко-краеведческого музея Кемлянского аграрного колледжа Республики Мордовия (автор - Зеленеева Т.И.), получившая Диплом 4-й степени. В основе программы – деятельность молодежного клуба «Возрождение старины», где наряду с изучением истории Финно -Угорской культуры, практически осваиваются национальные традиции и ремесла. Помимо традиционных музейных форм работы  проводятся разнообразные ярмарки, мастер-классы, сельские экспедиции, презентации и акции. Молодые ремесленники получают ответственные заказы на изготовление сувениров для официальных мероприятий города и области. Высокий научно-методический и искусствоведческий уровень отличает 5-летнюю музейно-педагогическую программу «Русская традиционная культура Староосколья в собрании народного Русского музея Старооскольского педагогического колледжа» (автор - Емельянова М.И., - Диплом 4-й степени). Программа включает: занятия по учебным дисциплинам «Краеведение», «Русская традиционная культура Белгородчины»; музейные уроки по «Истории Отечества», «Православной культуре», «Русскому народному костюму»; фольклорно-этнографические экспедиции по собиранию и изучению традиционной художественной культуры Староосколья и Белгородчины; внутримузейные научно-фондовые исследования и мастер-классы народных мастеров; научно-практические конференции, историко-краеведческие чтения и Недели студенческой науки; издательские проекты. Член жюри Фомина Н.Н. о данной программе заметила: «Опыт заслуживает пропаганды: публикации в педагогических, искусствоведческих и культурологических изданиях, передач на телевидении и радио».

Особое место среди работ-победителей занимает музейно-педагогическая программа «Мелодия дружбы» музея музыкальных инструментов Курганского педагогического колледжа (авторы - Куньшин Ю.Б., Шмидт С.А., Хазанов И.Я., Коновалова Е.В., - Диплом 2-й степени). Главной целью программы является развитие межкультурного диалога средствами музейной педагогики, воспитание толерантного межкультурного взаимодействия в практической деятельности студентов колледжа, сохранение и развитие музыкальной культуры народов Зауралья. В качестве партнеров в реализации программы выступают общественные организации, представляющие разные этнические группы Курганской области. Музейно-педагогическая программа «Компьютер и мы» музея компьютерной техники Смоленского индустриального техникума (автор - Мешкова М.Н.) отмечена Диплом 2-й степени. Знакомя школьников и студентов с историей цивилизационных процессов в нашей стране и за рубежом, программа приобщает к новым технологиям и содействует гуманистическому воспитанию. Автор удачно определил адекватные возрасту аудитории формы и методы освоения сложных знаний. Для детей - это экскурсия-сказка, экскурсия-игра, для молодежи -  экскурсии-лекции и научно-исследовательская работа в музейном кружке. Дипломом 3-й степени отмечена музейно-педагогическая программа «Современный музей как средство популяризации науки и образовательная единица вуза» музея Петрозаводского государственного университета (авторы - Басова Н.А. и Штыков А.С.). Программа разработана на высоком качественном уровне и дает пример деятельности учебного музея как интерактивного центра, говоря современным языком, - эксплориума. Она привлекает талантливых старшеклассников и студентов в науку, дает возможность проводить самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, участвовать в олимпиадах, конкурсах…и побеждать. Музейно - педагогическая программа в сфере дополнительного образования детей «Искать! Сохранять! Исследовать!» Хворостянского Дома детского творчества Самарской области (автор - Федькина Н.А.) получила Диплом 3-й степени. По направленности – это туристко-краеведческая программа со специализацией «Исследовательская деятельность». Мнение о программе членов жюри Чередниченко М.Л. и Медведевой Е.Б впечатляет: «Очень грамотно построенная программа, учитывающая психологию адресной аудитории - подростков (романтизм, стремление к самостоятельности, представление возможности воспитывать самим себя в процессе коллективных творческих дел – познавательных, эстетических, спортивных, игровых), опирающаяся на их жизненный опыт, представляющая возможность изучения истории родного края через подлинные документы из музея». Безусловным лидером и обладателем Диплома 1-й степени всероссийского конкурса стала программа «Прикаспийская жемчужина Волги» музея Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа г. Астрахани (автор - Марисова Н.Д.).В  основе программы - 20 тематических занятий, каждое из которых начинается  знакомством с одним из предметов, хранящихся в фондах музея колледжа, и его провенансом. Это своеобразный путеводитель для погружения в образ жизни и особенности времени тех людей, которым этот предмет принадлежал. Начинаясь в музее колледжа, занятие продолжается в зависимости от маршрута, обозначенного в программе, экскурсией по городу или области с привлечением профессиональных экскурсоводов музеев и научных сотрудников библиотек. В конце «путешествия» с участниками обсуждается его содержательность и новизна, дается возможность свободного общения по поводу обозначенной темы (вопросы, дополнения, уточнения, возражения и проч.), обозначается тема следующей встречи. «В результате освоения программы студенты (курсанты) могут свободно ориентироваться в историко-культурном пространстве города и региона, уметь применять полученные знания в учебных и коммуникативных ситуациях, обладать сформированными ценностными ориентирами в подготовке к профессиональной деятельности». Можно только позавидовать ребятам из колледжа и помечтать о том, чтобы  когда-нибудь побывать на их занятиях. Кроме прочих достоинств работа отличается прекрасным литературным стилем изложения, что особенно ценно, ведь авторы конкурсных программ - педагоги, и немало важно на «каком языке» они  разговаривают со своими воспитанниками.

Авторы 47 конкурсных работ были награждены Грамотой конкурса, что свидетельствует о практической ценности разработанных программ в учебно-воспитательном процессе.

    Председателем жюри было также принято решение отметить Благодарностью:

* за разработку музейно - педагогической программы «Дорога в космос», направленной на реализацию творческих инициатив молодежи в области космонавтики, авторов - Есауленко Игоря Эдуардовича, ректора; Пашкова Александра Николаевича, заведующего кафедрой биологии с экологией, Атякшина Атякшину Дмитрию Андреевичу, ассистенту кафедры биологии, ГОУ ВПО «Воронежская  государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»;

* за творческий подход в разработке и реализации программы «Отыщи всему начало и  ты многое поймешь» автора - Юмтарову Ольгу Бубеевну, учителя истории ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» г. Кяхта;

* за большую краеведческую работу по программе «В мире прошлого» автора - Грибову Анну Николаевну, руководителя музея «Орудия труда крестьянского подворья» БОУ НПО «Профессиональное училище № 65» с. Седельниково Омской области. 

 

4. 20 декабря  2010г. на базе ФМПО проходили  IV –е Международные Батышевские чтения,посвященные памяти Героя Советского Союза, академика РАО С.Я.Батышева по теме: «Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса». В чтениях приняли участие более 90 человек  (из России, республик  - Белоруссии, Узбекистана Украины, и Латвии), все выступающие затронули актуальные вопросы профессионального образования на современном этапе.

5. В декабре 2011г. музей провел Всероссийский научно-практический семинар  по теме: «Музейная педагогика как ресурс развития личности обучающихся и студентов УПО», на котором обсуждались вопросы популяризации музейно-педагогической деятельности в образовательных учреждениях, делились передовым опытом использования музейного пространства образовательно-воспитательной деятельности обучающихся и студентов. Приняли участие  80 руководителей, сотрудников музеев УПО всех уровней из 31 региона РФ.  В ходе работы семинара состоялся круглый стол «Музеи в системе профессионального образования: учебные кабинеты или творческие лаборатории». В качестве экспертов на семинар были приглашены ведущие российские специалисты в области музейной педагогики Москвы, научные сотрудники ФИРО. В рамках семинара состоялась презентация работ победителей   II –го Всероссийского конкурса музейно-педагогических программ  УПО. 


« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ