События

Итоги Всероссийского семинара 27-28 апреля 2017 года

Завершилась двухдневная работа Всероссийского научно-практического семинара «Инновационные формы и методы работы музеев учреждений профессионального образования». Представим краткие итоги.

ФОТООТЧЕТ

27 апреля 2017 года в Федеральном музее профессионального образования (филиале) Московского политехнического университета в г. Подольске при содействии Городского методического центра Департамента образования города Москвы и Московского центра музейного развития Департамента культуры города Москвы состоялось открытие Всероссийского научно-практического семинара «Инновационные формы и методы работы музеев учреждений профессионального образования».

В семинаре приняли участие свыше 30-ти представителей музеев колледжей, техникумов, университетов, а также специалисты региональных Центров развития творчества детей и юношества, Института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования из Хабаровска, Москвы, Твери, Самары, Астрахани, Калуги и Курска. Принял участие в семинаре и наш давний партнер - Подольский краеведческий музей.

По традиции участников семинара мы встречали утренним чаем и экскурсией по истории профессионального образования России. Открытие семинара состоялось в Каминном зале музея. После приветственных слов директора музея Р. Х. Абдулхаерова и вступительного слова руководителя семинара О. Г. Почекиной началась деловая часть программы.

   

Пленарная часть семинара была открыта докладом «Актуализация образовательного пространства научно-учебного Музея университета», который представила старший научный сотрудник Музея землеведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат биологических наук М.М. Пикуленко. Автор доклада в своих выводах опиралась на широкий практический опыт деятельности Музея землеведения, знание психологии учащихся и студентов, особенности работы с групповыми посетителями в научно-учебных музеях, подчеркнув большую значимость уровня профессионализма работников музея при работе с обучающейся молодежью. Были представлены примеры разнообразных музейно-педагогических программ, базирующихся на новейших достижениях науки, которые предлагает Музей учащимся школ и студентам.

Выступает С. И. Мелина    Выступает М. М. Пикуленко

Интересным с точки зрения методического сопровождения работы музеев московских учреждений профессионального образования было выступление методиста Городского методического центра Департамента образования города Москвы С.И. Мелиной на тему «Организация музейно-педагогической деятельности в образовательных организациях города Москвы: опыт и перспективы». Глубокое знание специфики деятельности музеев, большой методический опыт позволили докладчику подробно рассказать о разнообразных городских мероприятиях, направленных на участие музеев колледжей Москвы. В докладе были представлены сведения о Городском конкурсе «Школьный музей: новые возможности»; Городском Фестивале «Духовные скрепы Отечества»; Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений»; программе «Повышение ИКТ-компетентности и профессиональной подготовки руководителей музеев»; об опыте Городского методического центра на ММСО-2017. Докладчик рассказала об обновлении содержания конкурсных мероприятий в 2017-2018 учебном году.

Завершилась первое пленарное заседание мастер-классом «Разработка программы коммуникаций музея учебного заведения», который провела кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова О.О. Гринева. На мастер-классе были обсуждены вопросы, касающиеся маркетинговых коммуникаций музеев, подробно разобраны такие понятия, как контактная аудитория, цели коммуникаций и каналы коммуникаций, подчеркнута важность составления контент-плана. На мастер-классе был представлен опыт работы с местными жителями одного из музеев музеев Сан Хосе (Коста-Рика) и приведены примеры работы со студентами Московского Планетария, Лектория Исторического музея и Музея РЭУ им. Г.В. Плеханова. Мастер-класс был воспринят с большим интересом.

    

Второе пленарное заседание открылось докладом «Традиции и инновации в работе школьного музея», который представила руководитель Центра воспитательной работы ГБПОУ города Москвы «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова» Е.В. Мискарян. Она рассказала о том, как строится работа музея Колледжа в сфере нравственного и патриотического воспитания молодежи. Среди важных мероприятий музея, которые реализуются силами студентов – забота о мемориалах Колледжа, участие в «Вахте памяти» поисковых отрядов в Зубцовском районе Тверской области, проектах «Экспонат военного времени» и «Музейная суббота». 

Далее аудитория познакомилась с презентацией «КАК «ПРОГУЛЯТЬ УРОК, ПОВЫСИВ РЕЙТИНГ ШКОЛЫ?» крупного и успешно действующего Межведомственного партнерского проекта Департамента образования и Департамента культуры г. Москвы «Урок в музее». Презентацию любезно предоставила ведущий аналитик отдела музейных программ Московского центра музейного развития Е. Б. Медведева. Подробно об этом проекте можно узнать на сайте Московского центра музейного развития: http://cmr.msk.ru/projects/urok-v-muzee.

Большой интерес у участников семинара вызвало выступление заведующей Музеем истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Федорова Московского политехнического университета, кандидата исторических наук, доцента С. В.  Морозовой. Она представила интересный опыт работы студентов, в том числе, над каталогизацией фондовых материалов в столь уникальном по профилю Музее.

    

Завершилась пленарная часть докладом педагога-организатора, руководителя содружества музеев ГБПОУ города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» О.М. Кукуниной. Она рассказала о возможностях исполнения требований ФГОС по специальности «Реклама» в экспозиционной деятельности музеев Комплекса и, в частности, о программе подготовки по профессии «Агент рекламный (базовая подготовка)», объектах деятельности, видах профессиональной деятельности, о совместном проекте со Сретенской семинарией «Азбука жизни» и конкурсах как факторах интеграции. Представленный в докладе опыт работы девяти музеев Первого Московского Образовательного Комплекса может служить прекрасным примером того, как музеи учебного учреждения помогают студентам овладевать своей будущей профессией.

Доклады пленарных заседаний сопровождались множеством иллюстраций и практических примеров.

Завершился первый день семинара Круглым столом на тему «Музеи учреждений профессионального образования – пятое колесо или стартовая площадка?». Свободный формат общения участников семинара с лекторами позволил обсудить ряд проблем, которые испытывают в настоящее время музеи учреждений профессионального образования, среди которых -  вопросы паспортизации музеев, которые в некоторых регионах отрегулированы в недостаточной степени, а также вопросы, связанные с судьбой фондовых собраний музеев тех учреждений, которые подверглись реорганизации или ликвидации.

Участники семинара отметили, что полученная в ходе семинара информация была весьма своевременной, так как практически каждый музей, вне зависимости от его профиля и ведомственной принадлежности, стремится быть конкурентным, привлекательным и полезным для современной обучающейся молодежи, которую вряд ли можно заинтересовать «старыми песнями на старый лад».

Гости единодушно отметили несомненную пользу от проведенного первого дня семинара в Подольске. Думается, что и полученные участниками семинара информационные и методические материалы (издания Дарвиновского музея и Музея современной истории России) станут важным стимулом в их дальнейшем профессиональном развитии.

Программа семинара в Подольске включала также вечернюю экскурсию по истории усадьбы «Ивановское» (на территории бывшей усадьбы располагается наш музей), которую как и утреннюю экскурсию провела опытнейший экскурсовод, заведующая экскурсионно-просветительским отделом музея Чекръкчиева Н.Г.

 * * *

Второй день семинара   -  28 апреля 2017 г. - прошел в Москве на базе ГБПОУ «Колледж полиции».  Этому дню предшествовала большая работа, которую провели сотрудники Колледжа полиции, находясь в постоянном взаимодействии с организатором всероссийского семинара. Сразу хочется поблагодарить за хорошее сотрудничество методиста отдела воспитательной работы и кадрового обеспечения Колледжа Елену Валерьевну Бут.

Колледж полиции – в числе известных образовательных учреждений столицы, где музейной работе придается большое воспитательное значение (в структуре колледжа пять музеев). Нас принимали очень радушно и с большой ответственностью. Казалось, что каждый уголок колледжа был готов к приему участников всероссийского семинара.

Приятно, что не только руководство и преподаватели колледжа участвовали в проведении семинара, но и его воспитанники - курсанты и кадеты. Все было организовано, можно сказать, безупречно. Специально для участников семинара была представлена Культурным Центром ГУ МВД России по г. Москве передвижная выставка «Московская милиция в годы Великой Отечественной войны» (руководитель постоянно действующей экспозиции Культурного Центра, посвященной истории органов внутренних дел, С.А. Козлова).

Программа второго дня семинара была весьма разнообразной, с акцентом на практическую деятельность музеев среднего профессионального образования.

    

Участников семинара приветствовал исполняющий обязанности директора Колледжа полиции, полковник полиции в отставке, кандидат исторических наук Безъязычный Алексей Иванович. 

В пленарной части было представлено девять докладов, в которых раскрылся современный практический опыт музеев учреждений среднего профессионального образования Москвы. Тематика докладов и разнообразие самих музеев впечатляли. Замечу, что каждый музей продемонстрировал удачные примеры сочетания традиционной музейной деятельности с новыми формами музейных технологий. Мы искренне благодарим руководителей музеев, настоящих профессионалов и энтузиастов своего дела:

Шайкина Аркадия Александровича, преподавателя общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин, руководителя музея УСП № 3 «Авто» «Героические страницы Москвы» КАИТ № 20, выступившего с докладом «Музей в колледже как ресурс исторического образования, творческая лаборатория и площадка для профессиональной подготовки студентов» на примере музея «Героические страницы Москвы» Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20»;

Кукунину Ольгу Михайловну, руководителя содружества музеев Первого Московского Образовательного Комплекса, которая представила на семинаре второй доклад на тему «Использование интерактивных технологий в процессе проведения экскурсий по экспозиции музея «Война и Вера»;

    

Милюкову Наталью Юрьевну, руководителя музея боевой славы 3 ГТА имени П.С. Рыбалко Колледжа современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова, автора доклада «Отражение военной эпохи в характеристиках экспонатов из коллекции личных вещей маршала бронетанковых войск дважды Героя Советского Союза П.С. Рыбалко»;

Балашову Александру Фёдоровну, преподавателя русского языка и литературы, заведующую музеем Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», выступившую с темой «Встречи с интересными людьми в музее «Имён связующая нить» колледжа «Царицыно» как форма воспитательной работы»;

     

Соколову Марию Александровну, педагога-организатора, руководителя музея Декоративно-прикладного искусства Первого Московского Образовательного Комплекса, автора доклада «Формы и методы музейной деятельности в рамках формирования профессиональных компетенций специальности «Художник ДПИ»;

Геращенко Наталью Николаевну, руководителя отдела реализации образовательных экскурсионно-музейных проектов, рассказавшую о новейших технологиях и интерактивном оборудовании, используемым Музеем «Истории профессионального образования города Москвы»;

     

Федотушкину Алину Аркадьевну, преподавателя спецдисциплин, руководителя музея Костюма Первого Московского Образовательного Комплекса, представившую доклад на тему «Система деятельности Музея Костюма в подготовке участников конкурса WORD SKILLS»;

     

Гречишникова Олега Ивановича, заместителя начальника отдела воспитательной работы и кадрового обеспечения Колледжа полиции и Давыдову Ирину Исаговну, педагога дополнительного образования Школы-интерната «Кадетский корпус ГБПОУ Колледж полиции», искусствоведа, ст. н.с. Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН, кандидата культурологии, которые выступили содокладчиками на тему «Роль музея в гражданско-патриотическом воспитании молодежи на примере деятельности музейного комплекса Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж полиции».

     

Завершилась практическая часть семинара мастер – классом по проведению Урока мужества с использованием предметов музейного значения на тему «Милиция на защите столицы в годы Великой Отечественной войны», который провела преподаватель Колледжа полиции Арзуманова Анна Арменовна – победитель 2017 года Городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» в номинации «Времен связующая нить».

Все выступления сопровождались визуальным рядом, позволяющим наглядно иллюстрировать рассматриваемые темы.

Послеобеденная часть программы семинара началась с музыкально-поэтической композиции (своего рода мини-спектакля) «Песни, опаленные войной», которую подготовили воспитанники Колледжа и их преподаватели. Это было очень трогательное действо, где звучали замечательные песни военных лет, прекрасные стихи. Участники композиции заслуживают всяческих похвал. Они были искренни в своих чувствах и, несомненно, хранят в своих сердцах память о событиях Великой Отечественной войны. Об этом напоминали зрителям и музейные экспонаты, составлявшие декорации и придавшие театральной атмосфере дух подлинности того трагического времени. Актовый зал был полон - к участникам семинара присоединились воспитанники Колледжа. У многих в глазах стояли слезы.

     

А завершился семинар посещением Музея Колледжа полиции и Музея «Щит и меч».

Небольшие по площади музеи оказались удивительно интересными, композиционно выстроенными и наполненными прекрасными экспонатами. Вели экскурсии воспитанники Колледжа – кадеты 7 Б класса Подольский Евгений и Давтян Михаил, курсант 313 взвода Хлопкова Алена и курсант 14 взвода Снытко Анастасия. Ребята были замечательно подготовлены, хорошо владели материалом, рассказывали свободно и прочувствовано. Мы с удовольствием поделились своими впечатлениями от экскурсии в музейной книге отзывов.

Думается, что участники семинара будут вспоминать дни, проведенные в Подольске и Москве с ощущением выполненной полезной и содержательной работы, с желанием что - то изменить к лучшему в своих музеях, сделать их более востребованными для своих учебных заведений, говорящими с молодежью «на одном языке».

А о чем сожалеем, так о том, что еще несколько лет тому назад к нам в Подольск на всероссийский семинар приезжало свыше 80-ти участников. Интерес к нынешнему семинару и сейчас был большой, однако многие не смогли в нем поучаствовать из-за отсутствия финансовых средств.

 

О.Г. Почекина,

руководитель всероссийского научно-практического семинара,

начальник методического отдела Федерального музея профессионального образования (филиала) Московского политехнического университета в г. Подольске

 * * *

Отзывы участников всероссийского семинара:

"Уважаемая Ольга Геннадьевна, уважаемые сотрудники музея!

От себя и своего руководства выражаю благодарность Вам и Вашим коллегам за теплый прием, хорошо организованный, интересный, информационно насыщенный семинар.

Огромное спасибо Наталии Григорьевне Чекръкчиевой за интересную, познавательную, эмоциональную экскурсию по усадьбе Ивановское. Её эрудиция, чувство юмора, такта и умение вести диалог располагают и запоминаются.

И конечно, отдельные слова благодарности обучающимся в московском Колледже полиции, представившим музыкально-поэтическую композицию «Песни, опалённые войной».

Интересно было познакомиться с опытом работы коллег из Москвы, узнать о системе гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики ГБПОУ «Колледж полиции», познакомиться с экспозициями их музея.

Методическую литературу, которую я получила как участник семинара, просмотрели все работники нашего отдела и каждый нашел для себя интересный материал об инновациях в работе музеев страны, оборудовании, методике и практике организации музейной работы.

Хотелось бы, чтобы подобные семинары проводились регулярно и на них можно было бы познакомиться с опытом работы коллег из других регионов, а к участию в круглом столе были бы привлечены федеральные структуры, курирующие работу музеев образовательных организаций.

Желаем здоровья сотрудникам музея, мирного неба и успехов в нашей нелегкой, но важной работе.

С уважением, Пикалова Л.В., методист отдела краеведения и патриотического воспитания ОБУДО «Областной центр развития творчества детей и юношества», г. Курск"

* * *

"Уважаемая Ольга Геннадьевна, уважаемые коллеги!

Хотелось бы поделиться своими впечатлениями об участии во Всероссийском научно-практическом семинаре «Инновационные формы и методы работы музеев учреждений профессионального образования. Прошедший семинар, бесспорно, замечательное мероприятие! Сильный выступающий состав докладчиков, безупречная организация семинара.

Мы получили очень ценный и нужный методический материал.

И огромное Вам спасибо за содействие встречи с сотрудниками Дарвиновского музея, от которых я получила необходимую методическую помощь.

Хочется также передать слова благодарности Чекръкчиевой Наталии Григорьевне за ее профессионализм, интереснейшие экскурсии по музею! Еще раз благодарю Вас за организацию и доброе отношение.

С уважением,

Яна Владимировна Дубяга, заместитель начальника отдела профориентационной работы КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования»

-
« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ