События

Итоги Всероссийского семинара 5-6 декабря 2018 года

Опубликовано: 17.12.2018

 

5 декабря в день рождения нашего музея состоялось открытие Всероссийского научно-практического семинара «Профориентационные возможности музеев образовательных учреждений», который продолжил традицию проведения регулярных семинаров Федеральным музеем профессионального образования для сотрудников музеев учреждений профессионального и дополнительного образования всех уровней. Заметим, что подобных мероприятий для музейщиков сферы образования (особенно на уровне среднего профессионального образования) в России по-прежнему крайне мало. Наши семинары уже имеют определенную популярность и привлекают музейных сотрудников не только учебных музеев, что свидетельствует о том, что в последние годы сотрудничество Музея и Образования стало не только нормой, но и необходимостью.

Данный семинар состоялся при участии Центра профориентации Московского метрополитена, Музея Московского метрополитена и Музея землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова и содействии Агентства стратегических инициатив.

Тема встречи является крайне актуальной для нашего общества, учитывая стремительно меняющийся рынок профессий, усложнение процесса самоопределения молодого поколения в выборе будущей профессии и понимания роли музейного ресурса образовательного учреждения в сфере профориентации.

В семинаре приняли участие представители музеев колледжей, университетов, Центров дополнительного образования детей и молодежи из Томска, Самары, Санкт-Петербурга, Москвы, Ставрополя, городов Московской области и Астрахани. Приятно, что своих представителей направил на семинар и Подольский краеведческий музей, ведущий большую работу со школьниками г. о. Подольск.  По традиции перед открытием семинара для его участников была проведена экскурсия по музею заведующей экскурсионно-просветительским отделом Н. Г. Чекръкчиевой.

3  4

На открытии семинара с приветственным словом к участникам обратились директор музея Р. Х. Абдулхаеров и заведующая методическим отделом О. Г. Почекина, руководитель и модератор семинара. Модератором заседаний также выступила заместитель директора музея О. Д. Казацкая.

Пленарную часть семинара открыл установочный доклад «Творческость человека в системе профессиональной ориентации» (см. презентацию), который представил ректор Института Непрерывного Профессионального Образования, главный редактор журнала «Философская Школа», профессор, доктор философских наук, кандидат педагогических наук Сергей Васильевич Чернов. Это было блестящее выступление крупного ученого-практика, который глубоко и ярко очертил важность понимания понятия творческого начала в личности и задал высокую планку «точки отсчета» темы семинара. Погружение в философскую составляющую вопросов профориентации дополнилось другим аспектом раскрытия темы в докладе «Здоровый образ жизни, его влияние на успех в профессии: понимание проблемы студентами колледжа» (см. презентацию) Ольги Владимировны Ажниной, доцента кафедры «Управление персоналом» Западно-Подмосковного Института Туризма (филиала Российской Международной Академии Туризма), кандидата психологических наук. В ее выступлении было обращено внимание на взаимосвязь и предпосылки значимости здорового образа жизни при выборе молодежью будущей профессии.

Чернов   Ажнина

Опыт разнообразной современной практической музейно-образовательной деятельности для молодежи, увлеченной техникой и точными науками, был представлен Вячеславом Львовичем Климентов, заместителем директора по научной работе ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики», кандидатом педагогических наук, в докладе «Особенности и перспективы профориентационной деятельности в научно-технических музеях (на примере образовательных практик Музея космонавтики)» (см. презентацию). Музей космонавтики целенаправленно и успешно занимается профориентационной работой.

Климентов  Донсков

Старший научный сотрудник Образовательного отдела Государственного Дарвиновского музея, кандидат биологических наук Дмитрий Геннадиевич Донсков в своем докладе «Профориентационный потенциал образовательной деятельности Дарвиновского музея» (см. презентацию) рассказал об огромных по масштабу фондах знаменитого музея, разнообразии экспозиций, множестве  музейно-образовательных программ, которые, несомненно, дают большие возможности для детей и молодежи пополнить свои знания и сделать осознанный выбор будущей профессии.

Доклад «Работа музейного комплекса Московского городского педагогического университета со школами университетского округа» (см. презентацию) Натальи Владимировны Блиновой, специалиста Музея истории музейного комплекса МГПУ, представил большой и разнообразный опыт работы крупного музейного комплекса одного из ведущих педагогических вузов Москвы в направлении профориентации, многообразные методы и формы использования музейных ресурсов в современном образовании - от школы до вуза.

Блинова  Черкасский

В докладе «Роль отраслевых музеев в профориентации» директора Народного музея Московского метрополитена Константина Александровича Черкасского было рассказано о том, как ведомственный музей, созданный предприятием, может стать оригинальной площадкой для привлечения в профессию, ресурсом кадровой политики организации.  Воочию участники семинара убедились в этом, побывав на программе Центра профориентации Московского метрополитена во второй день проведения семинара.

Интересную практику деятельности технологических кружков на базе музейных пространств представила в своем докладе «Современное инженерное образование школьников и место в нём музеев» (см. презентацию) руководитель Медиацентра Ассоциации участников технологических кружков Ольга Марковна Прудковская.

Прудковская  Кушнир

Завершился первый день семинара выступлением руководителя экспертного центра In Talent/Траектория таланта Михаила Эдуардовича Кушнира на тему «Самоопределение как навигатор по жизни» (см. презентацию), который рассказал о новом эффективном профориентационном интернет-ресурсе, который дает возможность молодому человеку, стоящему на пороге выбора профессии, самостоятельно изучить все плюсы и минусы той или иной профессии, познакомится с разнообразными образовательными ресурсами для самоопределения.

Хотелось бы добавить, что во время пленарного заседания каждому докладчику задавались вопросы, возникали обсуждения того или иного тезиса и в целом первый семинара прошел в деловой и заинтересованной атмосфере.         

ФОТООТЧЁТ СЕМИНАРА                       

Программа второго дня семинара, 6 декабря, состоялась на двух площадках – в Центре профориентации Московского метрополитена с Музеем метрополитена и в Музее землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова.

По словам участников семинара, посещение Центра профориентации и Музея Московского метрополитена оставило очень яркое впечатление. Московское метро мы все знаем хорошо, но только с одной, так сказать, пассажирской стороны. Участникам семинара была предоставлена возможность взглянуть на метрополитен иначе – на втором ярусе станции метро «Выставочная» действует уникальное экспозиционно-выставочное пространство, наполненное историческими предметами, собраниями документов и фотографий, предметами из собраний частных коллекционеров, рассказывающими о крупнейшем транспортном предприятии Москвы. Там проводятся не только бесплатные экскурсии об истории и работе Московского метрополитена, но и профориентационные занятия на объектах метрополитена для старшеклассников, бесплатная профориентационная диагностика подростков и молодежи, действуют интерактивные тренажёры профессий метро. Имеется при Центре профориентации и «Клуб любителей метро» для подростков. Участники семинара испытали себя на тренажёрах машиниста, побывали на площадках станции, закрытых от глаза пассажира, где ведется ежесекундная работа специалистов. Наше посещение сопровождал в качестве экскурсовода директор музея К. А. Черкасский – прекрасный знаток своего дела, любящий и знающий до мелочей Московский метрополитен (такой директор может сам наглядно служить примером привлечения молодежи в профессию!).

Далее последовала программа в Музее землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова. Наши участники продолжили свою работу в рамках семинара «Профориентационные возможности музеев» Секции старейшего научного Московского общества испытателей природы (МОИП).

Оказаться в здании легендарного университета и его уникальном Музее землеведения стало настоящим событием. Несмотря на научно-учебный профиль, Музей землеведения ведет разнообразную музейно-образовательную и профориентационную деятельность. Наше участие в семинаре Секции МОИП было оправдано во всех смыслах – сейчас, пожалуй, как никогда, образование и вопросы профориентации молодежи невозможно представить без экологической составляющей.

Открыл семинар директор Музея землеведения, профессор, доктор биологических наук А. В. Смуров, рассказавший об истории музея и направлениях его деятельности. Главный хранитель музея, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Н. И. Крупина познакомила собравшихся с возможностями вступления в МОИП.

Пленарную часть семинара открыло выступление на тему «Естественнонаучный музей университета неформальное и формальное построение индивидуальной образовательной траектории» ведущего научного сотрудника Музея землеведения, кандидата биологических наук М. М. Пикуленко, в котором автор подчеркнула, что «музеи образовательных учреждений предоставляют большие возможности для развития творческой социально ответственной личности и тем самым вносят значительный вклад в развитие человеческого потенциала России», а также представила разнообразные направления траектории развития, которые предлагает системе образования Музей землеведения МГУ. 

IMG_8270  Марисова

Участники нашего семинара поделились своим практическим опытом. Заслуженный учитель РФ, доцент, кандидат педагогических наук, заведующая базовой кафедрой музейной педагогики Астраханского государственного технического университета, заведующая Музеем истории Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа истории «Усадьба С. М. Лионозова», председатель регионального отделения Всероссийской ассоциации искусствоведов Наталия Дмитриевна Марисова представила презентацию «Профориентационные возможности музея образовательного учреждения» (см. презентацию). В докладе было рассказано о большой профориентационной работе, которая проводится музеем, где разнообразные музейные формы содействия привлекательности профессий, обучаемых в колледже, сочетаются с изучением историко-культурного наследия Астрахани.

 рп545-1024x576  C2QU61CkyTs

Завершило пленарную часть семинара выступление "Историко-краеведческий музей ПК "Московия": опыт работы и перспективы развития" (см. презентацию) Татьяны Васильевна Тимофеевой, заведующей музеем, преподавателя ГАПОУ МО «Профессиональный колледж – «Московия» из пос. Львовское г.о. Подольска, лауреата премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье», которой удалось за четыре года создать наполненный уникальными экспонатами историко-краеведческий музей, вовлечь в музейную работу большое число молодежи колледжа, чье духовное развитие, выбор и совершенствование в своей специальности неразрывны от живой работы по изучению прошлого.

Программа семинара в Музее землеведения завершилась обзорной экскурсией на тему «Научно-учебный музей землеведения МГУ - комплексный музей наук о Жизни и Земле», вызвавшей яркие впечатления от знакомства с музейными экспозициями, поражающими глубокой историчностью и разнообразием проявления Жизни и Земли, композиционной легкостью оформления музейных пространств, представляющих великое множество экспонатов. Экскурсию провела научный сотрудник Сектора музейно-методической работы и фондов, руководитель художественно-оформительской группы музея Е. М. Лаптева.

Мы искренне благодарим руководство, сотрудников Музея землеведения и, конечно же, ее ведущего научного сотрудника М. М. Пикуленко, взявшую на себя решение многочисленных научно-организационных вопросов, за сотрудничество и возможность познакомится с уникальным музеем российской науки.

Ольга Почекина,
заведующая методическим отделом Федерального музея профессионального образования (филиала) Московского политехнического университета в г. Подольске,
руководитель семинара
 
 
 
P.S: По завершению семинара нам приятно было получить отзывы докладчиков и участников семинара.
 
Вот некоторые из них:
 
«Уважаемая Ольга Геннадьевна! Уважаемые коллеги!
Хотел поблагодарить Вас за прекрасно организованное мероприятие.
У Вас очень добрая, душевная и при этом творческая атмосфера — это редкий случай.
Готов сотрудничать с Вами и в дальнейшем.
Ещё раз огромное спасибо.
С. В. Чернов»
 
«От имени всех участников Всероссийского семинара  позвольте  выразить искреннюю благодарность и признательность  всем организаторам  семинара за  теплый прием, профессионально составленную и  содержательно исполненную программу,  интереснейшие экскурсии-посещения музеев Москвы, человеческое тепло, внимание и заботу, которые каждый из нас почувствовал в ваших, уважаемые коллеги, добрых глазах, улыбающихся лицах, приветливых словах - от молодого сотрудника, регистрировавшего участников семинара, до руководителя Федерального музея профессионального образования… Преклоняюсь перед профессионализмом и открытостью вашего коллектива! Дальнейших вам успехов и творческих побед!
С уважением, Н. Д. Марисова»

« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ