События

13 апреля приглашаем на лекцию «Способности. Талант. Гениальность» С.В.Чернова

Опубликовано: 03.04.2019

30 марта в Каминном зале музея состоялась встреча с уникальным российским ученым Сергеем Васильевичем Черновым, который представил авторский цикл лекций «Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности», основанный на многолетнем исследовании проблемы гениальности, и прочел первую лекцию цикла на тему «Парадоксы гениальности» (см. информацию о лекторе). Встреча с профессором Черновым оставила яркое впечатление, подчеркнула актуальность исследования о гениальности, его важность для человека с точки зрения понимания и развития своего внутреннего, духовного потенциала в условиях посткультурного общества.

1-й фрагмент лекции                    2-й фрагмент лекции

В рамках первой встречи с С.В.Черновым состоялась живая дискуссия – как оказалось, отдельные тезисы лекции вызывали потребность совместных размышлений. И это было не праздное времяпровождение, не игры ума не обремененных заботами людей. Это было заинтересованное обсуждение вечных вопросов человечества, которые заставляют каждого понять важность разговора о гениальности в наши дни, ибо гениальность как явление, не только направляет общество в будущее, но и призывает человека задуматься над тем, каковы его внутренние идеалы, что он формирует в себе (совокупно - в обществе).

Участники встречи, благодаря приезду профессора Чернова, получили редчайшую в наши дни возможность поразмышлять о высоком предназначении человека, о том, какую величайшую роль играет в каждой судьбе стремление к совершенствованию, как важно созидать, а не разрушать, и какая ответственность перед обществом и собой возлагается на людей творчески одаренных, так как «именно гениальность прокладывает новые пути для жизни, для культуры, для человека».

Жаль, что эти темы не в массовом бренде сфер образования и культуры. Как выразился С.В. Чернов: «Познавая жизнь и творчество, характеры и мотивы, идеи и труды, цели и ценности  гениальных людей, и, изучая особенности их многомерной созидательной деятельности, любой причастный к этому человек приобщается к вечности, – нравственно, интеллектуально и духовно растёт. И самое главное – такой человек становится способен пробудить в себе начала гениальности, до поры скрытые в каждом человеке».

Постановка и обсуждение в обществе подобных вопросов, на наш взгляд, помогли бы не сотворять лжекумиров, не путать, к примеру, несомненность гения в Пушкине с «гением» в лице Мохаммеда Али (при всем уважении к достижениям и популярности в мире последнего). Это только кажется, что отвлеченные разговоры о гениальности не имеют прямое отношение к обычному человеку. Мир человека опутан тончайшими причинно-следственными связями и без грамотной «настройки» всей сети не обойтись. Не случайно, в отправной точке презентации своего исследования С.В. Чернов подчеркнул, как важно сказанное почти 200 лет тому назад великим гением Пушкиным – эти известные всем строки могли бы стать путеводной целью развития как каждого из нас, так и общества в целом:

"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»

Нужно только точно их прочитать и увидеть заложенный в них  глубочайший смысл.

Мы призываем людей мыслящих, творческих, заинтересованных в самосовершенствовании и грамотном образовании молодого поколения не упустить шанс прослушать лекции на тему гениальности, который впервые представляет в Подольске ученый и практик высочайшего уровня.

 

 

ТАЙНА  ГЕНИЯ – ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА:

ПАРАДОКСЫ  ГЕНИАЛЬНОСТИ

цикл лекций

профессора Чернова Сергея Васильевича

 

Объём – 14 уч. час.

 

Пояснительная записка

Цикл лекций «Тайна гения – тайна человека: Парадоксы гениальности» – выстроен на результатах оригинального авторского исследования гениальности, уникальность которого определяется системным подходом, интегрирующем в себе философско-антропологическое, культурно-историческое и психолого-феноменологическое направления познания человеческого гения.

Несмотря на то, что интерес человека к познанию гениальности имеет многовековую историю[1], вместе с тем гениальность представляет собой самую большую загадку человеческой природы и самой сущности человека. Автор аргументирует положение о том, что гениальность есть вершинная мера духовности, где духовность понимается как система провиденциально-нравственно-творческих атрибутов человеческой личности. А познание явления гениальности призвано стать «второй копернианской революцией», назначенной раскрыть тайну человека и смысла человеческого бытия.

Настоящий цикл лекций многогранен по своему содержанию и многомерен по своему назначению.

Культурно-воспитательное значение. Культурно-исторический анализ гениальности позволяет актуализировать познание человеческого гения для целей восстановления целостного образа человека в противовес постмодернистским тенденциям в философии, науке и искусстве, порождающим фрагментарность представлений о человеке и разрывающим на лоскуты его целостный образ. Поскольку человек воспитывается преимущественно на достойных подражания примерах, то изучение духовной жизни гениальных людей разных времён и народов представляет собой настоящую школу созидающего творчества и нравственного совершенствования для людей, нацеленных на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.

Философско-мировоззренческое значение. Если важнейшая задача философии, по словам выдающегося русского философа С.Н.Трубецкого, «состоит в возможно конкретном познании идеала и указании пути к его осуществлению»[2], то исследование гениальности позволит обнаружить новые смыслы в постижении человека как особого рода сущего, а сама гениальность, как изначальная сущность (как сущее в своём бытии) окажется ключом, отмыкающим тайну трансцендентной (божественной) природы человека.

Познавательно-просветительское значение: склонность человека к познанию – важнейший стимул человеческого развития, человек стремится к познанию истины не только в наличной действительности, но и в трансценденции, где тайна человеческого гения (его природы, его сущности, смысла его бытия),  и сама идея гениальности занимают одно из центральных мест. Познавая жизнь и творчество, характеры и мотивы, идеи и труды, цели и ценности конкретных гениальных людей, и, изучая особенности их многомерной созидательной деятельности, любой причастный к этому человек приобщается к вечности, – нравственно, интеллектуально и духовно растёт. И самое главное – такой человек становится способен пробудить в себе начала гениальности. Именно поэтому завершающая лекция настоящего цикла носит название «От познания гениальности к самосовершенствованию человека».

Поскольку гениальность есть изначально (от сотворения) заданная человеческая сущность, то цикл лекций «Тайна гения – тайна человека: Парадоксы гениальности» будет интересен, полезен и необходим для саморазвития любому думающему человеку, которому небезразлична проблема духовно-нравственного и творческого становления, развития и самосовершенствования личности.

Названный цикл лекций рекомендуется студентам и аспирантам учреждений высшего профессионального образования, преподавателям гуманитарных дисциплин, школьным учителям, педагогам дополнительного образования, родителям и педагогам одаренных детей, желающим развить талант в детях, а также  людям с высокой мотивацией к познанию, заинтересованным  в развитии личных творческих способностей и совершенствовании личной созидательно-творческой деятельности.

 

ПРОГРАММА ЦИКЛА ЛЕКЦИЙ

«ТАЙНА ГЕНИЯ – ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА: ПАРАДОКСЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ»

 

п/п

Тема лекции

Содержание

Дата

 

1

 

Парадоксы гениальности

Вводная лекция. Введение в проблему познания гениальности в исторической ретроспективе и в исторической перспективе.

Три парадокса гениальности.

Развитие идеи гениальности, разработка проблемы гениальности и изучение явления гениальности.

Гениальность как вершинная мера духовности. 

Какого человека следует называть гениальным?

30 марта

 

2

 

Способности.

Талант.

Гениальность

Способности, талант, гениальность: общность и различие.

Имманентно-личностные, социально-культурные и трансцендентные факторы становления и развития гениальности. Возможно ли прогнозирование и формирование гениальности?

13

апреля

 

3

 

Провиденциальность. Святость.

Гениальность

О трёхипостасной (дух – душа – плоть) природе человека.

Пророк, святой, гений – образы человека, являющие собой вершинную меру духовности.

Провиденциальность, святость и гениальность как три грани  трёхипостасной природы человека.

27

апреля

 

4

 

Образ личности гения

Гений как созидатель, мыслитель и художник.

Гений как первопроходец, первооткрыватель, первовидец.

Гений как исследователь, изобретатель, проповедник.

Персонализация образа личности гения на основе изучения личности гениальных людей разных времён и народов:  Андрей Рублёв, Леонардо да Винчи,  Блез Паскаль, М.И. Ломоносов, Артур Шопенгауэр, Поль Гоген,  В.В. Кандинский, Н.А. Бердяев.

11 мая

 

5

Воля к гениальности и воля к бездарности. Творческий дар и назначение гения.  Гениальность и смысл человеческого бытия

Феномен поступка как проявление воли к гениальности.

Конкретные исторические примеры проявления воли к гениальности и проявления воли к бездарности.

Творческий дар и назначение человека как факторы одновременно имманентные и трансцендентные личности.

25 мая

 

6

 

Особость гениального ума.

Что такое гениальная идея?

О трёх родах людей, трёх видах дарований и трёх типах человеческого ума.

Специфика гениальной идеи.

Парадоксальность, универсальность, вневременность явления гениальности.

1

 июня

 

7

 

От познания гениальности к самосовершенствованию личности.

Гениями не рождаются.

Кто мы? Откуда? Куда теперь идём?

Современное глобализированное общество и гениальность.

Постмодернистские тенденции в философии, науке, искусстве и возможность реализации гениальности в  личности человека.

Можно ли развить в себе начала гениальности?

22

июня

Начало лекций в 12 часов

 

прейскурант лекции
ОТЗЫВЫ О ЛЕКЦИИ 30 МАРТА
 
Наталия Григорьевна: 
"Встреча и общение с С.В. Черновым заставляют переключить мышление, задуматься о той ответственности, которая лежит на человеке, как существе разумном и созидающем, и осознать, что каждый несмотря ни на что имеет равные шансы либо стать гением, либо - бездарностью. Понимание этого поможет в выборе жизненного пути и самореализации. История знает бесчисленное множество примеров, когда человек добивался важных для себя и общества результатов не «благодаря», а «вопреки». Я бы посоветовала всем, кто думает, кто задумывается, кто творит, не упустить возможности посетить лекции С. В. Чернова".

Ольга Геннадьевна: 
«Анализируя итоги лекции, все время возвращаешься к услышанному и понимаешь насколько значимой и актуальной оказалась эта встреча. Думаю, что другие участники испытывают подобные ощущения. 
Что же всех так захватило, что вызвало живой отклик ума, эмоций, почему тема так взволновала, заставила размышлять, удивляться, задавать вопросы? Прежде всего, думаю, благодаря яркой личности Сергея Васильевича, сумевшего глубоко и аргументировано заинтересовать слушателей темой своего оригинального научного исследования. Акценты, расставленные ученым в понимании явления гениальности, приведенные примеры гениев позволили осознать значимость существования в обществе гениальных людей, их отличительные свойства; разобраться в парадоксах гениальности, ведь гениальность как явление, не только направляет общество в будущее, но и призывает человека задуматься над тем, каковы его внутренние идеалы, что он формирует в себе.»
 
Директор центра ИРИС , аналитический психолог Сенькина Елена:
"Тема гениальности, как я услышала от Сергея Васильевича Чернова, касается каждого из нас. И это отнюдь не про славу, известность, почести и богатства. Это о том, чему мы служим в своей душе - вечным истинам любви, созидания и творчества или обслуживаем нарциссизм нашего общества. Каковы наши идеалы, какие личности ассоциируются с именем "гения"? Для чего я живу? И эти вопросы актуальны в нашей жизни как никогда. Ведь по настоящему счастлив только тот, кто слышит и слушает зов духа и голос души. Вот поэтому нам нужно научиться находить в обыденной суете время на такие лекции и на таких лекторов. Огромное спасибо Сергею Васильевичу за пример служения Большему."


[1] Впервые понятие «гений» встречается в трудах древнегреческого философа  Гераклита Эфесского, жившего предположительно более двух с половиной тысячелетий назад.

[2] Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. – С.546.


« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ