События

4 августа - День железнодорожника

Опубликовано: 04.08.2019

    Железная дорога всегда имела огромное значение в жизни громадной по территории России и сыграла  большую роль в развитии ее экономики и освоении природных ресурсов. К профессии железнодорожника традиционно в нашей стране относились с большим уважением.

    День железнодорожника как профессиональный праздник, кроме России,  отмечается в Белоруссии и Кыргызстане. Этот праздник касается всех работников железной дороги. Среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. Праздник считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны,

    В современной России День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа.  Как праздничный День железнодорожника в России берёт начало в XIX веке – 28 июня 1896 г. был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. После Октябрьской революции 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году.

   История профессионального обучения специалистов - железнодорожников в России берет начало в 1809 г., когда в Петербурге был открыт первый транспортный институт – Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г. – Институт Корпуса инженеров путей сообщения, с 1993 г. – Петербургский государственный университет путей сообщения). Именно это событие положило начало железнодорожному образованию в России. В 1896 г. было открыто второе высшее учебное заведение по подготовке инженеров железнодорожного транспорта – Московское инженерное училище (в настоящее время – Московский государственный университет путей сообщения, МИИТ).

    Подготовка специалистов-железнодорожников среднего звена велась с начала XIX в. Первые железнодорожные училища (ЖУ) возникли в России в 60-е гг. XIX в. с развитием железнодорожного транспорта и строительством железных дорог (г. Елец,  Одесса, Белгород, Москва). Они готовили машинистов, мастеров по ремонту подвижного состава и путей, кондукторов и рабочих разных специальностей и находились в ведении Министерства путей сообщения (МПС). В 1878 г. был проведен съезд начальников и преподавателей ЖУ по вопросам совершенствования содержания образования и в  организации  учебного процесса. Благодаря В.К. Делла-Восу, в 1881 г. возглавлявшему канцелярию по учебным заведениям, а в 1886г. - учебный отдел МПС, была проведена реформа ЖУ, внедрялись современные методы подготовки  специалистов. В 1886 г. было утверждено "Положение о технических железнодорожных училищах". Число учебных заведений с 1869 по 1917 гг. возросло с 26 до 47. Срок обучения в училищах был в основном 3-летний на базе начального училища с обязательной стажерской двухлетней практикой на железных дорогах. В музее имеются уникальные издания из фонда редких книг  /фото 1,2/

                           1       2

    ЖУ сыграли важную роль в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. После 1917 г. ЖУ были преобразованы в школы ФЗУ и технические железнодорожные школы.

    В фондовом собрании имеются интересные фотографии, документы и вещественные памятники, отражающие историю железнодорожного транспорта среднего звена. /фото 3,4/.   В этот период уделяется большое значение этому типу училищ: в 1924 г.  состоялся 1-й Всесоюзный съезд по профессиональному образованию на транспорте /фото 5/, совершенствуются программы ЖУ, выпускается ежемесячное издание "Просвещение на транспорте". /фото 6/

     3 - НВ 119-4     4 - НВ 235-46

 

      5          6

    2 октября 1940 г. на основании указа Президиума Верховного Совета СССР"О государственных трудовых резервов" были созданы новые типы  учебных заведений- ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО и предназначались для планомерной и массовой подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта. Срок обучения 2-3 года. Принималась молодежь, имеющая 7-летнее образование. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении /Фото-7/.

                                 7 - НВ 257-8

   После Великой Отечественной войны для восстановления, эксплуатации и развития железнодорожного транспорта потребовалось много инженеров путей сообщения разных специальностей. Их ускоренная (с 3-летним сроком обучения) подготовка из дипломированных техников с 5-летним опытом работы по специальности проводилась в течение 12 лет.  С 1985г. железнодорожные училища были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища с сохранением их специализации. /Фото -8,9,10, /

8 - ОФ 157   9- КП 320-1 10 - КП 353-14

    Развитие железнодорожного образования продолжается по сей день, улучшаются действующие программы обучения, технологии не стоят на месте, а, следовательно, появляются новые специальности, требующие новых знаний и новых специалистов. В настоящее время в железнодорожной отрасли действует система подготовки кадров всех уровней. /Фото - 11,12,13,14,15/.

 11 - ОФ 70-2            12 - НВ 252-1        13 - НВ 493-65

 14 - НВ 493-69    15 - КП-927

   СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИИЙ

1.

Проект Устава  технического железно-дорожного училища Общества Земской Орловско-Витебской железной дороги. [1868 г.] - ОФ-1007/28

2.

МПС. Отчет о состоянии и деятельности Тульского технического железнодорожного училища за 1913-1914 учебный год. Тула. 1914. Типография губернского правления. - ОФ-1007/61

3.

Фотокопия. Группа слесарей по ремонту вагонов. ФЗУ г.Рузаевка МАССР, мастер Цвелев  А.Б. 1932г.- НВ-119/4

4.

Фотокопия. Ячейка ЖУ №1 паровозного депо Омской ж/д. - НВ-235/46

5.

Наркомат путей просвещения. Резолюции 1-го Всесоюзного съезда по профессиональному образованию на трансорте.1924г. - НКПС-"Транспечать"-Москва. 1924. - НВ/1123/33

6.

Просвещение на транспорте. Ежемесячный орган Центрального управления по просвещению на транспорте. .№ 1-6. 1926 г. Москва. - ОФ-1012/34

7.

Фотокопия. Группа учащихся ЖУ-1 беседуют с наставником-машинистом Яковичем. г.Бологое Калининской обл. 1940 г. - НВ-257/8

8.

Китель из комплекта парадной формы учащегося железнодорожного училища 1950г. из музея ПТУ – 20 г. Дмитров Московской области. - ОФ- 157

9.

Выпуск ЖУ-1 г.Иваново 1954 г. - ОФ-320/1

10.

Лучшие учащиеся ЖУ № 2 г.Уссурийска Приморского края. 1960 г. - ОФ-353/14

11.

Железнодорожный гаечный ключ «Щука» принадлежал Павлову А.А..– Герой Социалистического труда , ветеран ПТО слесарю-ремонтнику в депо Юдино Казанского отделения Горьковской железной дороги  с 1943 по 1997 гг. Казань. 1980г.- ОФ-70/2

12.

Действующий макет входного светофора на станцию. Изготовлен группой №19 из СПТУ – 1 г. Воронеж под руководством мастера п/о Долгих С.А. 1980-ее гг. /5 августа - отмечается Международный день светофора/ - НВ-252/1

13.

 На занятиях будущие помощники машинистов учащиеся СПТУ № 129 г. Москва.1983 г. - НВ-493/65

14.

Во время практических занятий учащиеся с Э.С. Вахмянином -   машинистом-инструктором локомотивного депо Свердловск-сортировочный. г.Свердловск. 1980 г. - НВ-493/69

15.

Макет "Электровоз с вагоном". Автор Загребельский Алексей Маратович – педагог дополнительного образования ГОУ СПО «Железнодорожный колледж № 52»  г. Москва. 2004 г. - ОФ-927

 

 

 

 


« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ