События

В прессе 200 лет назад

Друзья! Сегодня для вас мы открываем новую рубрику "200 лет назад".

Владельцы усадьбы Ивановское, конечно, интересовались новостями. Узнать их можно было из газет и журналов. Вместе с Толстыми и Закревскими мы будем читать интересные новости и факты, опубликованные в прессе 200 лет назад.

Что же происходило в день 24 (13 по ст.ст.) апреля 1820 года? Приоткроем завесу времени. 

"О пароходе.

Как скоро откроется водяная коммуникация, то пароход будет ежедневно ходить в Кронштадт, отправляясь из Санкт-Петербурга в 9 ч утра, а из Кронштадта в 5 ч вечера".

Газета "Санкт-Петербургские ведомости", 13 апреля 1820 года.

За этой новостью, отмеченной в газете, стоит интересная история длинною в 139 лет.

Первый пароход, называвшийся в то время пироскафом, был построен в России в 1815 году на заводе Чарльза Берда (1766-1843), инженера и заводчика шотландского происхождения. Назывался этот пароход "Елизавета".  В 1816 году он пошел в первый рейс Санкт-Петербург – Кронштадт."Жители окрестных деревень толпами высыпали, чтобы полюбоваться невиданным зрелищем: большим дымящимся судном, быстро поднимающимся по реке без парусов и вёсел", - вспоминал мемуарист Ф.Ф. Вигель. В 1813 году император Александр I предоставил американскому изобретателю Роберту Фултону монопольное право на постройку и эксплуатацию пароходов на линии Санкт-Петербург - Кронштадт, а также на других реках в течение 15 лет. Фултон не смог воспользоваться договором, так как не выполнил основного условия - в течение 3 лет не ввёл в строй ни одного судна. Помешали этому война с Наполеоном 1813-1814 годов, англо-американская война 1812-1814 годов и смерть Р. Фултона в 1815 году. Контракт достался Чарльзу Берду, который и стал создателем пароходства на Неве. К 1820 году на линии Санкт-Петербург - Кронштадт ходило уже 4 парохода, а всего в России их было 15. Имя Берда стало символом успеха.

Появилась даже поговорка: на вопрос "Как дела?" отвечали: "Как у Берда, только труба пониже да дым пожиже".

6557

Вид петербургских островов и Невы с одним из первых русских пароходов. 1820 г.
Художник Т. А. Васильев

В мае 1828 года поездку в Кронштадт на пароходе совершит большая дружная компания, в которой будут  Алексей Николаевич Оленин с сыном Алексеем и дочерью Анной, девицей на выданье; князь Пётр Андреевич Вяземский, изобретатель телеграфа барон Павел Львович Шиллинг фон Каннштадт, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов и поэт Александр Сергеевич Пушкин, который будет «грустить всю дорогу».  В 1833 и 1834 годах Пушкин будет встречать свой день рождения на пароходе этого же маршрута.

Завод Берда будет развиваться, выполнять значительные и сложные заказы. Например, в 1829-1834 годах на заводе будут сделаны барельефы, украшения, капители и скульптура Ангела для Александровской колонны, а в 1835 году - отлиты декоративные чугунные ядра и лафет для Царь-пушки.

Внук Ч. Берда в 1881 году продаст завод, который долго ещё будут называть «бывший Берда». Именно сюда в 1916 году придёт для ремонта крейсер "Аврора", а в октябре 1917 года, отойдя от бывшего завода Берда, сделает свой исторический выстрел.

Начав свою историю с завода Берда, пароходы будут выпускаться уже в Советском Союзе до 1959 года. 

Материал подготовлен экскурсоводом Кочкиной Т. Ю.


« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ