События

8 февраля – ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Опубликовано: 08.02.2021

Этот праздник уходит своими корнями во времена Петра I и связан с созданием в России Академии наук. За свою 297-летнюю историю Академия внесла огромный вклад в отечественную и мировую науку. Взгляд вглубь веков поможет понять, как Петр I замыcлил такой проект, выражаясь современным языком, и каким образом была подготовлена почва для реализации его идеи, давшей прекрасные плоды на многие века.

Создание Академии наук было прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр хорошо понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. Талантливых людей на Руси было немало, но их надлежало найти и обучить.

Мысль о развитии просвещения и создании Академии наук появилась у Петра I в самом начале его преобразований и зрела много лет. Пример Парижской академии, иностранным членом которой он являлся, беседы со многими учёными за границей, советы знаменитого немецкого философа и ученого Г.В. Лейбница, которому еще в 1712 г. Петр I поручил опекать российскую науку, поддержка сподвижников, убедили его в необходимости завести Академию наук в России. Однако, этот проект так бы и остался прекрасной мечтой, вдохновленной личностью, амбициями и прогрессивными стремлениями первого русского императора, если бы не успехи в отечественном образовании первой трети XVIII в., которые сделали возможным открытие в России Академии наук.

При Петре I были заложены основы системы особых светских государственных учебных заведений профессиональной направленности, готовящей сотни оружейников, кузнецов, токарей, корабелов, моряков, артиллеристов и др. В 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук – первое в мире профессиональное учебное заведение, сочетавшее специальную подготовку с широким диапазоном общеобразовательных знаний и гражданским воспитанием. Созданы артиллерийская и инженерная школы. Петр основал государственные народные «цифирные» школы, в которых учащиеся старших классов наряду с общими традиционными для русской школы предметами, овладевали широким кругом специальных наук (навигация, морская астрономия, геодезия, география). Сподвижники Петра I и богатые предприниматели создали в Карелии, на Урале, в Сибири, на Алтае горнозаводские школы, сочетавшие в обучении теорию с практикой. В Петербурге открылась всенародная школа при шелковой фабрике – первое в России специальное учебно-производственное учреждение. Талантливая молодежь вне зависимости от происхождения направлялась на обучение за границу.

Обеспечив основу, Петр I поручил своему лейб-медику Л.Л. Блюментросту составить проект-положение об академии и университете. Рассмотрев и одобрив его, 28 января (8 февраля по нов.ст.) 1724 г. последовал именной Указ Сенату «Об учреждении Академии Наук и Художеств» («академии наук и курьезных художеств») одновременно с университетскими курсами и гимназией. В те времена под «художествами» понимали все прикладные знания и искусства – механику, архитектуру, строительное дело, ваяние, живопись, гравирование и ремесла. Хотя проект не явился официально утвержденным уставом Академии, но до регламента 1747 г. был единственным положением об Академии и даже в той форме, в какой была учреждена, она стала для XVIII в. в России исключительным явлением и «синонимом русской науки», заняв почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы.

По задумке Петра российская академия кардинальным образом отличалась от западных. В отличие от европейских, она была государственной. Академики получали жалование и обеспечивались всем необходимым для работы. Другим существенным отличием было то, что Академия в России объединяла функции научно-исследовательской и учебной организаций. Академики должны были составлять учебники, вести курсы и иметь несколько воспитанников, подопечных себе на смену. Причем в последнем условии Петр оговорил: «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Преподавателей и студентов вначале пришлось выписывать из-за границы.

За несколько дней до своей смерти в январе 1725 года Петр I записал в дневник: «Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, стараться находить славу государству через искусство и науки».

Главный фасад Императорской Библиотеки и Кунсткамеры, где первоначально располагался один из корпусов РАН. Гравюра Г. Качалова. 1741 г.

Портрет президента Императорской Академии наук Л.Л. Блюментроста.
Литография П.А. Андреева. 1837 г.

Фрагмент экспозиции по истории профессионального образования России. Раздел, посвященный XVIII в. В вертикальной витрине справа внизу представлен макет токарно-винторезного станка А.К. Нартова, выполненный учащимися Профессионального училища № 25 г.Тюмени.


Материал подготовила О.Г. Почекина.


« Вернуться

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

ОБЪЯВЛЕНИЯ